Отвечает
Василий Юнак
Упразднена ли суббота в Новом Завете?

Прошу Вас указать ссылки в Ветхом и Новом Заветах на празднование субботы.

Спрашивает
Альбина

Приветствую Альбина!

В христианстве есть много спорных вопросов, которые разделяют верующих на различные деноминации. Но кажется, что даже такие огромные вопросы, как предопределение или говорение на иных языках не вызывают такой конфронтации, как вопрос субботы. Оно и понятно, ведь разногласия в других доктринах можно дипломатично обойти во время общего воскресного богослужения людей с разным мировоззрением. А вот соблюдающие субботу имеют гораздо меньше шансов встретиться с остальными христианами, даже если во всех остальных доктринах у них нет разногласий. Суббота - это "другой день", а значит и "другая религия". На Руси всех христиан, соблюдавших субботу, звали "жидовствующими". А таковых было очень даже немало. Кстати, православие никогда не отвергало субботу, в отличие от католичества. Большая часть протестантов возникла в Западной Европе в результате противостояния внутри католической церкви. Основные вопросы протестантизма касались оправдания верой, а не делами. Протестанты отказывались от многих обрядов и традиций католичества, и естественно, что вопрос празднования субботы в этом контексте мог возникнуть с трудом. Тем не менее, история сохранила свидетельства о праздновании субботы различными христианами на протяжении всех времен. В частности, коптская церковь, основанная апостолом Филиппом, всегда придерживалась субботы, как дня поклонения.

Различные книги по церковной истории по-разному освещают изменение празднования субботы на воскресенье в христианстве. И немудрено, ведь всякая история, написанная людьми, не лишена предвзятости. Каждый историк описывает события со своей точки зрения. Потому эта тема представлена в церковной истории весьма противоречиво. Тем не менее, всякий, пытающийся исследовать этот вопрос на основании только лишь Слова Божьего и Евангелия, очень скоро приходит к выводу, что в Новом Завете суббота никогда не была упразднена. Давайте рассмотрим все ссылки, имеющиеся в Новом Завете, которые прямо или косвенно говорят о праздновании субботы или воскресенья.

  • Иисус Христос всегда по обыкновению Своему приходил в синагоги и в храм по субботам (Лк. 4:16,31). Это и понятно - в этот день там было много людей, жаждущих истины. Потому мы не будем перечислять тексты, которые говорят об этом.

  • Но следует уделить особое внимание тем местам, где Иисуса обвиняют в нарушении субботы. Учил ли Он, что субботу соблюдать не надо? Если бы Он желал изменить день поклонения, то у Него было более, чем достаточно случаев, чтобы ясно представить это. Давайте посмотрим на следующие тексты:

  1. Ученики срывают колосья в субботу (Мф. 12:1-8, Мк. 2:23-28, Лк. 6:1-5). Нарушили ли они закон Божий, предписывающий помнить субботний день (Исх. 20:8-11)? Хотя можно попытаться истолковать это событие именно так, но на самом деле они не нарушили четвертой заповеди. Они не приготовляли пищу для себя (Исх. 16:23), а только пользовались готовой пищей. При этом Христос напомнил фарисеям о том, что священники в храме постоянно совершают работу, которая вне храмового служения рассматривалась бы как грубое нарушение закона Божьего: для жертвоприношений требовалось заколоть животное, должным образом разделать его, подносить дрова на жертвенник, выносить пепел, и так далее (Чис. 28:9,10). В субботу испекались и заменялись хлебы предложения (Лев. 24:8). Не напрасно Христос говорил: "Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма" (Мф. 12:5,6). Этими словами Спаситель желал обратить внимание фарисеев на то, что Он был более, чем простой раввин, или учитель.

  2. Исцеления в субботу (Мф. 12:10-14, Мк. 3:1-6, Лк. 6:6-11, Лк. 13:10-17, Лк. 14:1-6, Ин. 7:22,23). Заметьте, что во всех случаях противостояния иудеев и Иисуса по вопросам исцеления в субботу, они были постыжены, и не имели, что отвечать. Почему? Да потому, что исцеление в субботу никогда не запрещалось Богом, но было поздней иудейской традицией. Христос очень часто порицал фарисеев за исполнение тех традиций и постановлений, которые не происходили из закона Моисея и из Закона Божьего (см Мф. 15:1-9, Мк. 7:1-13). Таким образом, хотя Иисуса обвиняли в нарушении субботы (Ин. 5:18), в действительности Он ни разу не нарушил Четвертой заповеди или какого-либо постановления из закона Моисеева. Все, что Он нарушил - это "предания старцев", которые не имели никакой святости в себе.

  3. "...Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу" (Мф. 24:20). Вы никогда не задумывались, почему Христос сказал именно так, говоря о событиях, которые должны произойти как во время разрушения Иерусалима в 70 году, так и накануне Своего второго пришествия? (см Мф. 24:1-3). Очевидно, Он знал, что суббота должна оставаться особым днем для Его народа в то время. И это вовсе не символические слова, подобно тому, как нельзя рассматривать символически предыдущие этому тексту стихи.

  • Иисус Христос был распят в пятницу (некоторые пытаются оспаривать этот факт, принимая выражение "три дня и три ночи" за буквальные 72 часа, и потому отодвигают распятие Христа на четверг), и воскрес на рассвете первого дня недели (Мф. 28:1, Мк. 16:1, Лк. 24:1, Ин. 20:1). Во-первых, следует указать на то, что воскресенье - это первый, а не седьмой, как принято считать в России, день недели. В принципе, и в России до революции воскресенье считалось первым днем недели, а суббота седьмым. Да и название Среды, как среднего дня недели все расставляет по своим местам. Но мы сейчас не говорим об этимологии названий дней недели. На что хочется обратить внимание, так это на то, что все ученики Иисуса Христа, включая женщин и Его тайных учеников Никодима и Иосифа, продолжали соблюдать субботу в соответствии с четвертой заповедью (Мк. 15:42-47 - Мк.16:1-2, Лк. 23:54-56 - Лк.24:1. Ин. 19:38-42). Если бы Христос так или иначе учил об отмене субботы, как дня поклонения, то Его ученики это знали бы, и не придерживались бы тех заповедей, которые должны бы, в таком случае, потерять силу. Более того, даже и по Своем воскресении Христос ни разу не обмолвился о святости дня, в который совершилось такое великое чудо. Да и если сравнивать дни по важности происшедших событий, то мы спасены не воскресением, а смертью Христа, так что праздновать стоило бы в таком случае пятницу...

  • Вознесение Христа произошло на сороковой день после Его воскресенья (Деян. 1:3), то есть в четверг. Но, как часто это случается с другими календарными подсчетами в Библии, далеко не все согласны с такой раскладкой именно потому, что в связи с вознесением Христа упоминается "расстояние субботнего пути" (Деян. 1:12), то есть расстояние, более которого в субботу проходить не разрешалось. Потому кое-кто считает, что Христос вознесся именно в субботу.

  • День Пятидесятницы обычно выпадал на день недели, следующий после Пасхи. В отношении того, когда была Пасха в год распятия Христа есть несколько противоречивых мнений. Некто считает, что днем Пасхи был четверг, когда Христос праздновал ее с учениками (Лк. 22:1,7,8-15); другие же придерживаются мнения, что Пасха выпадала на пятницу, потому что Христос был заклан как Пасхальный Агнец, чья Кровь спасла нас всех; иные считают, что Пасха выпадала на субботу, почему суббота и названа Великою, когда совпадала обрядовая суббота с недельной субботой (Ин. 19:14,31). Таким образом, нельзя с точностью утверждать и то, в какой день ученики получили дар Святого Духа - в пятницу, в субботу или в воскресенье. Традиционно, конечно, считается, что это было воскресенье, но это не является совершенно обоснованным представлением. В любом случае, даже если это выпадало на первый день недели, то это еще не было поводом для того, чтобы этот день стал днем поклонения Господу. Причина, почему именно в этот день Дух Святой был излит на учеников, заключается не в том, что этот день был священным, а втом, что в этот день в Иерусалим собралось множество паломников со всего мира. Им-то и надлежало услышать проповеди апостолов, чтобы весть о Спасителе разнеслась во все уголки земного шара.

  • Книга Деяний апостолов неоднократно повествует о том, что апостолы по обыкновению заходили в синагоги по субботам (Деян. 13:42,44; 17:2; 18:4). Противники субботы спешат отметить, что они это делали только ради того, чтобы проповедовать собравшимся там иудеям. Но по крайней мере один текст подтверждает, что не это было основной причиной посещения синагог по субботам: "В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами" (Деян. 16:13). Заметьте, что это происходило среди язычников в Македонии, а не среди еврейских поселений в разных частях Азии. Здесь уже нет синагоги, а есть христианский молитвенный дом, куда "по обыкновению" собирались на богослужение по субботам. Туда и пришел апостол со своими спутниками.

  • Собрание в Троаде происходило в первый день недели: "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников" (Деян. 20:7,8). Здесь следует обратить внимание на две детали, которые придают совершенно иной смысл повествованию, в отличие от традиционного понимания. Во-первых, под преломлением хлеба вовсе не всегда подразумевается Вечеря Господня (ср Лк. 24:35, Деян. 2:42,46). Это скорее всего было обычное общение за столом. Почему? Посмотрите на следующую деталь: собрание происходило вечером при множестве светильников, и только потому, что апостол должен был поутру отправиться в путь. А когда начинался новый день в библейском исчислении времени? "И был вечер, и было утро: день один" (Быт. 1:5); "от вечера до вечера празднуйте субботу вашу" (Лев. 23:32). Первый день недели начался с заходом солнца в субботу. Апостол провел в Троаде субботний день, но ввиду того, что ему надлежало отправляться в путь, местные христиане готовы были задержаться с ним не только до полуночи, но даже и до утра первого дня недели.

  • "В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду" (1Кор. 16:2). Этот текст также приводится некоторыми в подтверждение того, что уже во времена апостолов христиане собирались на богослужения по воскресеньям. Но об этом ли говорит данный текст? Я не знаю, когда было принято собирать пожертвования во время богослужений, но это вовсе не тот случай. Давайте внимательно вчитаемся в слова "каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает". Идет ли здесь речь о сборах пожертвований? Отнюдь. Но в начале каждой недели, когда хозяин рассчитывает свои предстоящие расходы на неделю, прежде всяких других расходов ему рекомендуется отделить часть для Господа. Эта сумма должна быть отложена и сохраняема "у себя" в доме. Так что этот текст не подразумевает никаких богослужений, но здесь преподается урок по мудрому управлению финансами: вначале Господу, а потом себе.

  • У апостола Павла есть ряд текстов, которые приводятся в подтверждение идеи об отмене субботы. Давайте рассмотрим их. "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе" (Кол. 2:16,17). "Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума" (Рим. 14:5). О каких днях здесь идет речь? о еженедельных днях поклонения Богу? Если бы это было так, то к чему тогда все разговоры о субботе-воскресенье? Хочешь - поклоняйся Богу по четвергам, а хочешь - по пятницам... кому какое дело! Но нет, здесь речь идет о других днях - о праздничных субботах, каких в Израиле было семь в году, причем они не обязательно выпадали на седьмой день недели. В Ветхом Завете такие субботы имели особое обозначение - "субботы ваши" в отличие от "суббот Господних" (Лев. 23:32,38). Здесь говорится, что такие субботы, вместе с прочими праздниками, являлись "тенью будущего". И верно, всякий праздник у израильского народа указывал на грядущего Мессию. Более того, Рим. 14:1 упоминает "немощных в вере", то есть тех, которые опасались нарушить предписания, сущность которых нашла свое завершение в Иисусе Христе. А вот еженедельная суббота Господня была не тенью будущего, а памятником прошлого - памятником творения (Исх. 20:8-11).

  • Иоанн на острове Патмос "был в духе в день воскресный" (Откр. 1:10). В новых переводах Священного Писания этот текст исправлен так, как он и звучит в греческом оригинале: "Я был в духе в день Господень". А какой день Господень, ясно из слов самого Господа: "Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мф. 12:8). Просто переводчик в свое время даже и не подозревал, что традиционное воскресенье не является господним днем, и в простоте душевной изменил текст в церковно-славянской Библии, откуда это перешло и в русскую Библию. Но мы простим ему эту оплошность.

  • И наконец, вывод апостола Павла, который он делает в Послании к евреям: "Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4:9-12). Апостол предостерегает против непокорности в следовании четвертой заповеди, которая требует от нас покоиться в тот же день, в который покоился наш Творец. Для народа Божьего еще остается субботство и по сей день. И пусть Слово Божье рассудит всякого, кто встает перед решением, какой день посвятить Господу. Выполните ли вы заповедь: "день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела" (Исх. 20:10)? Я призываю вас к этому!

Как же произошло, что сегодня подавляющее большинство христиан соблюдают воскресенье? Если апостолу Павлу пришлось так много времени и места в своих посланиях уделить обьезанию, которое не являлось уникальным для евреев, то насколько сильнее противление иудеев было бы, если бы христиане отказались соблюдать субботу. Само отсутствие в Новом Завете открытой полемики относительно субботы говорит о том, что ее никто не отменял во времена апостолов. Это произошло позже, когда в Римской империи начались гонения на иудеев после разрушения Иерусалима. Тогда некоторые христиане стали делать все возможное для того, чтобы отмежеваться от иудеев, чтобы избежать преследований. Вероятно, такое отступничество христиан только ускорило гонения уже на них. По другому мнению, при гонении на христиан их узнавали по тому, что они не праздновали День бога Солнца - первый день недели. Потому христиане уходили в катакомбы на два дня - субботу и воскресенье. Это и привело к последующей адаптации воскресенья, как всеобщего дня поклонения Христу, которое император Константин ввел с тем, чтобы язычникам было легче принять христианство. Ведь и все остальные "христианские" праздники и традиции в своей сущности являются всего-лишь языческой адаптацией. Как бы это ни случилось, мы знаем только, что об этом было пророчество Даниила, на которого ссылался Христос, предостерегая о бегстве в субботу: "и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон" (Дан. 7:25).

1
Похожие вопросы
Отвечает
Александра Ланц
Почему до времен Моисея о шаббате нигде не сказано ни слова?

Во второй главе Бытия речь идет о седьмом дне. Но о евр.шаббате там не сказано - это евр.слово появилось после разделения языков. Бог благословил седьмой день. Но ни о каком ШАББАТЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ там не сказано. Неужели вы считаете, что Адаму было сказано то, что впоследствии было сказано Моисею? Если это так, то почему до времен Моисея о шаббате нигде не сказано ни слова?

Спрашивает
Валентин
Мир вам, Валентин! Вы совершенно правы, когда говорите, что изначально у дней, которые сотворил Вседержитель, не было особых названий, но были просто порядковые номера: день первый; день второй; день третий; день четвёртый; день пятый; день шестой; день седьмой. Только вот, как говорит Библ... Читать далее
0
Отвечает
Василий Юнак
Осуждение соблюдения субботы на Лаодикийском соборе.

Очень часто делается ссылка о переносе празднования дня Господня с субботы на воскресенье на Лаодикийском соборе. Как сформулировано это правило? Его обоснование? Где можно прочитать об этом? Спасибо.

Спрашивает
Анатолий
Приветствую Вас, Брат Анатолий! На Лаодикийском соборе было принято 60 правил (в других вариантах 58 и 59), из которых 29-е правило касается субботы:Текст Правил собора. Оставляю прилагающиеся к нему толкования без комментариев. Благословений! Василий Юнак... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Седьмой день суббота или воскресенье?

В Библии написано " Лук.23:52-56 ( Иосиф) пришел к Пилату и просил Тела Иисусова; и, сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось Тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. Лук.24:1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;"

Отсюда следует, что суббота - это день недели, который совпадает с седьмым днем о котором говорит Бог в Исх. 20:10. То есть согласно 4-й заповеди мы должны посвящать этот день Господу. Однако когда я взял более ранние переводы Библии на разных языках (смотри в скрепке), то это место я бы перевел примерно так : " И этот день был подготовка и наступал день покоя" . То есть ни в одном первоисточнике не указана пятница как день недели.

Для Бога не важно по какому календарю ты живешь. Ему важно, чтобы 7-й день недели был днем покоя Господу Богу твоему. По современному календарю 7-м днем недели является воскресенье, первым понедельник, шестым суббота. Следовательно , согласно 4-й заповеди в настоящее время мы должны посвящать Господу воскресенье. Тогда на каком основании вы считаете, что большинство современных протестантов нарушают субботу?

Спрашивает
Анатолий
Следовательно, согласно четвертой заповеди, мы и сегодня, и в той стране, где на календаре суббота стоит шестым днем, должны праздновать субботу, потому что именно она является днем, в который Творец отдыхал, и который Он благословил - именно в этом суть четвертой заповеди: помнить день творения. А ... Читать далее
5
Мир и благодать Господа неба и земли да пребудут с вами, Александр! Три доказательства того, что седьмой день никогда не был сдвинут со своего места. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПЕРВОЕ. Сотворив наш мир, Бог сотворил и время: 7 дней недели. Первая неделя была такая: 1,2,3,4,5,6 дни творения и 7-й день отды... Читать далее
1
Отвечает
Максим Балаклицкий
Почему АСД так сильно заблуждаются, празднуя субботу день календаря человека?

Ведь почему мы не празднуем субботу? - ответ прост немного больше знаний!! Потому что, действительно, четвертая заповедь гласит Помни день субботний. Исход 20:10 написано о заповедях. Мы сейчас кое-что увидим.
Итак, что на самом деле было написано на скрижалях? Эти скрижали были размером, приблизительно 10 на 10 сантиметров. Надпись была на обоих скрижалях, их было две. Кое-кто считает, что принцип был таков  пять на пять заповедей, или четыре на шесть, а кое-кто считает, что три на семь. Это предмет спора богословов, мы не будем вникать в это. Никто не знает наверняка, потому что они не сохранились до сегодняшнего дня. Но есть упоминания теологов об описании этих скрижалей.

Скрижали, фактически, называются не десять заповедей, а десятисловие. То есть каждая заповедь была записана только одним словом. Это было буквально десятисловие. Потому что одна заповедь была записана одним словом. Таким образом, на четвертом месте находилось слово шабат. Кто знает, что означает слово шабат? Покой. Выходной. Слово шабат  это еврейское слово, которое буквально означает свободный от работы, праздничный день. Словом Шабат обозначали все праздники. Любой праздник, который вы встретите на страницах Библии, это шабат. Это и суббота, и праздник кущей, все они обозначены словом шабат. Выходной или день, свободный от труда. Потому Библия говорит, приблизительно, так: Помни свободный от работы день. Большинство богословов говорят, что там было написано  Седьмой день.  Слово шабат еще означает седьмой. Шабат  это все выходные, все праздники, которые только есть, они обозначались словом шабат. И вообще шесть дней отработал, а день седьмой для ГОСПОДА, не по календарю людей мирских ,а как БОГ в  твоей жизни сложил, АСД -немного логики Вам!!!

Спрашивает
Валера
Уважаемый Валера! Прежде чем отвечать на Вашу критику, хочу напомнить о необходимости быть осторожным в словах: Иов. 36:17, Мф. 12:36. Первое впечатление от Вашего письма - противоречивость. Вам так хочется отстоять свое право святить языческий день солнца, что Вы "берете" подряд противоположны... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Неужели нельзя в субботу помочь, к примеру, своей неверующей бабушке донести тяжёлые сумки?

Подать отцу отвёртку, когда он ремонтирует выключатель, помочь соседу занести холодильник? Где грань между исполнением заповеди и фанатизмом?

Спрашивает
Олег
Мир Вам, Олег! Вы задаете вопрос "неужели"... Если есть заповедь и Вы ее знаете - значит все и так прозрачно. Какой смысл спрашивать? Заповеди - это результат отношений с Богом. Не заповедями отношения строятся, а исходя из веры в Господа и понимания Его путей приходит исполнение заповедей. Фанати... Читать далее
0
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, Влад! В Библии нет запретов на какие-либо дела в воскресенье. Только запрет на дела в субботу. Святость воскресенья со всеми вытекающими отсюда запретами - это исключительно человеческое изобретение, которое укоренилось сегодня во многих церквах. Оно берет свое начало в политических интриг... Читать далее
1
Отвечает
Наталья Амосенкова
Мне посоветовали это прочитать, стоит ли?

Как вы можете охарактеризовать данный сайт, мне посоветовали это прочитать, стоит ли?

Спрашивает
Денис
Здравствуйте Денис! Я бы предпочла чтение Библии. И Вам советую проводить больше времени читая эту книгу. Человек, который ищет Бога, - пусть ищет Его в Слове Божьем. Есть люди, которые хорошо знают основание истины и они могут посвятить некоторое время изучению различных распространенных учений... Читать далее
3
Отвечает
Виталий Григоренко
Я решила соблюдать субботу, но мои близкие, скорее всего будут против.

Подумают, что я сектантка. Мой график учебы не позволяет мне это сделать. Изменить не могу - я подставляю других людей. Пожалуйста, посоветуйте, как поступить. Я не могу больше откладывать соблюдение Истины. 

Спрашивает
Валерия
Не можете откладывать? Правильно!! Откладывать не нужно. Проявите верность Богу и Ему же предоставьте последствия. Слова Иисуса:И молитесь о взаимопонимании с родными и учебе. Но при этом будьте готовы к самопожертвованию. Благословений!... Читать далее
3
Мир Вам, брат Александр! Завеса в храме разорвалась при смерти Иисуса (Матф.27:51). Следуя Вашей логике "духовная суббота на каждый день" началась еще до Его погребения. В таком случае возникает вопрос, почему Иисус оставался в покое "во гробе" весь седьмой день (субботний) и воскрес только в пер... Читать далее
8