Если еще до получения закона в написанном виде на Синае (о чем говорится в 20-й главе), Моисей упрекает евреев словами: "долго ли вы...", не значит ли это, что они уже давно знают об этих законах? При этом, Моисей перечисляет "заповеди и законы". Не значит ли это, что евреям были известны заповеди еще до получения их на Синае? А когда они могли получить их? Они ведь только что вышли из Египта, а нам нигде не говорится, что Моисей учил их чему либо подобному. Вывод один - точно так же, как вся история передавалась из уст в уста от Адама до Ноя, до Авраама, до Моисея, так же передавалась и заповедь о субботе от самого Адама.
Но я хотел бы этот вопрос повернуть иначе. Даже если кого и не устроит мое объяснение. Даже если кто-то назовет это "особым повелением", разве нам не сказано Господом, что суббота "для человека" (Мк. 2:27,28), а не "для еврея"? Если я человек - то суббота дана для меня! А не сказано ли апостолом Павлом, "Посему для народа Божия еще остается субботство" (Евр. 4:9)? Даже если бы Господь не дал субботу Адаму или евреям до Синая, неужели это освободило бы меня от обязанности следовать за Господином субботы и соблюдать субботу, которая все еще остается для народа Божьего?
И наконец, я хотел бы встретить этого американца (а я знаю этого автора - не лично встречался с ним, но знаю его историю, и почему он вышел из адвентизма), и задать ему чисто американский вопрос, который не будет иметь большого смысла для русского человека: "А почему практически все американские христиане без всяких проблем заявляют, что они соблюдают Sabbath (субботу)?" Дело в том, что по-английски "суббота" - это "Saturday", а в английской Библии суббота везде названа в еврейском произношении "сабат", от чего и русская суббота произошла. Американские христиане называют словом "Sabbath" свое воскресенье - тот день, который они посвящают Господу. А это означает, что они признают и сегодня Божью заповедь о субботе, только решили, что не важно, какой день соблюдать... Но важность дня - это уже другой вопрос.
Второй вопрос: Если христиане должны соблюдать седьмой день, то почему вы в этот день выходите из своих жилищ? Ведь тем, которым дан был закон, строго было запрещено это делать (Исх. 16:29).
Это совершенно не серьезный вопрос. Он только показывает, как утопающий цепляется за любую соломинку. Встречный вопрос: а как тогда евреям приходить в субботу на поклонение Господу и приносить особые жертвы в субботу в святилище, если в этот день им нельзя выходить из дома? А как вообще Христос и все другие могли попасть в синагогу - их молитвенный дом? А как насчет расстояния "субботнего пути" (Деян. 1:12)? Иудейская традиция сообщает нам, что расстояние в 2000 стадий (около километра) считалось тем расстоянием, больше которого запрещалось путешествовать в субботу, и это было максимальное расстояние от края палатки любого израильтянина до скинии, расположенной в центре лагеря, либо от края дома (поля) до ближайшей синагоги. Но все это были человеческие установления. А основная идея заключается в том, с какой целью выходить. Цитируемый стих имеет непосредственное отношение к сбору манны в субботу. Я не выхожу в субботу в город за покупками. Я вообще в субботу не делаю покупок. Но я выхожу для посещения богослужения (а как же еще иметь священное собрание в этот день? см Исх. 12:16), для посещения больных, для свидетельства людям о Господе, для отдыха на природе, где я могу общаться с Творцом...
Вопрос третий: Если вы соблюдаете одну субботу, почему не соблюдать и другие седьмой год и юбилейный год? Кто дал вам право делать в этом различие и признавать только седьмой день? (Лев. 25:1-22).
Субботний и юбилейный годы не имеют никакого отношения к еженедельной субботе. На это есть две причины.
Во-первых, заповедь о субботе и о соблюдении седьмого дня недели является частью Божьего закона десяти заповедей, написанных рукой Самого Бога. Практически, это единственное место в Библии, написанное Богом (если не считать слов на стене вавилонского дворца на пиру Валтасара). Прочие же законы относятся к законам Моисея. Законы Моисея представляют собой набор различных инструкций по служению в скинии (обрядовый закон), по наказанию провинившихся (гражданский кодекс), по здоровью (санитарный закон), по семейным отношениям (брачный закон)... Заповедь о субботе записана в Исход 20:8-11. Все, что сверх этих слов, записанных перстом Божьим, является не законом, а постановлением или инструкцией.
Нам следует понимать истинное значение субботнего и юбилейного года. Субботний год предназначался для того, чтобы не истощать землю. В старину все крестьяне знали, что такое "земля под паром". То есть, у крестьян обычно участок разделялся на три части и по очереди одна часть оставалась невозделанной на целый год для того, чтобы она восстановила свою плодородную силу. Так, на Руси, земля отдыхала поочередно один год из трех или из шести лет. Для евреев было рекомендовано это делать раз в семь лет. Многие крестьяне и фермеры до сих пор пользуются этим правилом, так как в нем заключается здравый смысл. Кстати, очень многие законы Моисея сегодня соблюдаются, но не потому что они законы, а потому что это жизненно необходимо. Так, большинство санитарных законов Моисея заключались в омовениях. Тогда люди не знали о микробах и заразных болезнях, и эти омовения поддерживали здоровье людей, которые иначе не могли бы понять, зачем мыть руки или тело, когда они не выглядят грязными. Юбилейный год предназначался для освобождения рабов и возвращения земельных угодий тех, кто по различным причинам вынужден был продать свое имение или даже себя в рабство. Через этот закон Господь позаботился о том, чтобы среди Его народа не было рабов и бездомных - родословные и родовые имения были очень важными гарантами человеческой свободы. Ни одно ни другое сегодня не имеет смысла. Скажите мне, кого я должен отпустить на свободу в юбилейный год и чье имение я должен возвратить - и я сделаю это не обязательно в пятидесятый год, а в любой момент.
Четвертый вопрос: Если христиане обязаны соблюдать субботу, то как они могут жить в странах с холодным климатом? (Исх. 35:1-3).
Заповедь о субботе запрещает любой труд, который не является жизненно необходимым. Господь давал конкретные повеления о том, что в пятницу нужно готовить пищу на субботу и в субботу не варить ничего. Моисеев закон в различных инструкциях уточнял, что конкретно можно или нельзя было делать в субботу. Иудеи в своем старании непременно в точности исполнить закон доходили до крайностей, что в свое время осуждал Иисус Христос (Лк. 13:15;14:5). Если подойти здраво к повелению не зажигать огня, то мы понимаем, что в Палестине огонь зажигался с двумя целями - приготовить пищу или для производства (обжиг горшков, кирпичей, ковка металла и пр.). Ни одно, ни другое не позволялось делать в субботу. Но суббота не должна быть бременем для людей (Ис. 58:13; Лк. 11:46). Так что в северных странах мы зажигаем огонь для отопления и для разогрева готовой пищи, и вовсе не считаем это нарушением заповеди о субботе.
Вопрос пятый: Должны ли христиане предавать смерти нарушающих седьмой день? (Чис. 15:32-36). Если да, то кто приведет в исполнение смертный приговор? Если нет, то что вы сделаете с законом? (Исх. 35:2). Если скажете, что наказание отменено, то на это отвечаю, что те самые места Писания, которыми вы стараетесь это доказать, показывают вне всякого сомнения, что и закон был отменен. Если же допускаете, что наказание остается в силе (и, безусловно, это так, если данный закон еще действителен), то нет на белом свете ни одного субботника, который мог бы избежать наказания за нарушенный закон!
Это вопрос типа "Может ли Бог сотворить камень, который не смог бы поднять" - этим вопросом атеисты пытаются поставить в тупик верующих, "доказывая", что Бог не может быть всемогущим. В свое время подобные вопросы фарисеи Иисусу, пытаясь уловить Его. Но суть заключается все в том же смешивании законов и правил. Наказание смертью относилось к гражданскому (уголовному) кодексу израильского государства в то время, когда в Израиле было теократическое правление. Но когда Израиль заимел царей, то уже цари устанавливали законы. Затем, когда Израиль потерял политическую независимость, они уже не могли пользоваться своим гражданским законом. Заметьте: "Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого" (Ин. 18:31) - заметьте, не Бог отменил этот закон, а римляне! Божий закон десяти заповедей никогда не был отменен: