Отвечает
Василий Юнак
Суббота и воскресенье в первый век христианства.

Мы имеем свидетельства, что верующие Нового Завета собирались по воскресеньям. По крайней мере в странах языческих. 1 Кор.16:1-2 - здесь Павел выделил первый день недели, воскресенье, не потому ли, что в этот день верующие собирались вместе. Он просил, чтобы они собирали приношения в этот день. Еще Деян. 20:7 - ученики собрались для Вечери Господней. Они собрались не потому что Павел пришел к ним в этот день. Из предыдущего стиха видно, что он находился там 7 дней, но в субботу они почему-то не собрались, а собрались в воскресенье.

А вот что говорит нам история. Юстин Мученик, который жил около 100-150 гг. писал: "Воскресенье - это день в который мы проводили свои общие собрания". ("Анти-никейские Отцы", т.1, с.186). Это не единственное свидетельство. Историк Шафф пишет: "Всеобщее и неопровержимое соблюдение воскресенья во втором веке можно объяснить только тем фактом, что оно имело корни в апостольской практике".

Если Христиане первого и второго века собирались по воскресеньям, то почему сегодня мы не можем этого делать?

Спрашивает
Алексей

Брат Алексей, Вы несколько невнимательно читаете эти "свидетельства", и пропускаете свидетельства иного рода. Позвольте пояснить:

2В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
1Кор. 16:2

Обратите внимание на слова "КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПУСТЬ ОТЛАГАЕТ У СЕБЯ". Где это у себя? В церкви? В общинской казне? А может быть все же у себя дома? Нет, здесь речь не идет о регулярных церковных пожертвованиях. Это особые пожертвования, которые каждый накапливал у себя дома для того, чтобы все это было быстро и без хлопот собрано после в нужный момент. Почему в первый день недели? Потому что в начале недели каждый хозяин планировал свои расходы на неделю, и Павел рекомендовал вначале отложить из бюджета пожертвования, а потом оставшееся распределять на свои нужды. Сравните Лк. 14:28. Здесь совершенно не идет речь о богослужениях. Тем более, что сбор пожертвований во время богослужения - это вовсе не апостольская традиция. Во времена апостолов обычно в церквах стояли сокровищницы или ящики, в которые христиане приносили свои пожертвования, причем зачастую вовсе не во время богослужений. Помните, что христианская традиция строилась на традициях иудейских, а иудеи в субботу не носили, да и сегодня не носят денег, так что все пожертвования совершались не по субботам, то есть, не во время богослужений, а в будни. Делать вывод, что во дни апостолов богослужения проводились в первый день недели только потому, что в этот день рекомендовалось ОТКЛАДЫВАТЬ У СЕБЯ пожертвования - весьма необосновано.

6А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней.
7В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
Деян. 20:6-9

Этот текст используется как доказательство богослужений в первый день недели на основании того, что в этот день совершалось преломление хлеба. Но здесь опять не принимаются во внимание некоторые важные факты из жизни первоапостольских общин. В то время преломление хлеба совершалось не днем, а вечером. Между прочим, отсюда и произошло другое название этого обряда - Вечеря Господня. Они делали это точно так же, как делал и Господь - совмещая с вечерней трапезой. Причем, это совершалось вовсе не обязательно во дни богослужений, так как повеление Господа было: "всякий раз, когда едите" (1Кор. 11:26). Смотрите, что написано о преломлении хлеба в той же книге Деяний Апостолов:

И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
Деян. 2:46

Обратите внимание: преломление хлеба происходило ЕЖЕДНЕВНО и ПО ДОМАМ, а не в храме.

То, что это преломление хлеба не являлось богослужением, мы видим также из свидетельства о том, что за столом была простая БЕСЕДА, а не проповедь. Да, эта беседа вскоре переросла в проповедь, и это понятно, но апостол БЕСЕДОВАЛ с собравшимися по простой причине - потому что поутру он должен был отправиться в путь. То есть, это были обычные проводы апостола, на которые собрались все христиане.

Но есть еще один важный момент в этом тексте. Они были собраны вечером, потому что к этому времени в доме уже было довольно много светильников. Все устали, а потому некто даже и задремал. Но помните ли вы, что по Библии день отмеряется от вечера? (См Быт. 1:5 и далее; Лев. 23:32, Лк. 23:54). То есть, как только закончилась суббота, вечером, в начале первого дня недели, Павел пожелал проститься с верующими, и это прощание его затянулось до полуночи.

А вот свидетельство, которое Брат Алексей не заметил, особенно говоря о "языческих странах":

12оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.
13В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.
Деян. 16:12-13

Что мы видим здесь? Во-первых, здесь нет иудеев - это Европа, Македония, Филиппы. Здесь нет синагог, на которые обычно списывают субботние проповеди апостолов и Иисуса Христа. Здесь есть МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ у реки, в котором собирались В СУББОТУ. К тому же, мы видим, что Павел был уже в Филиппах НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ, и только после этого, когда наступила суббота, он пошел в молитвенный дом. Это показывает, что Павел знал, где, когда и как собираются на богослужения обращенные из язычников в тех местах, где нет синагог.

И на фоне всего сказанного можно прочесть еще тексты из деяний, свидетельствующие о соблюдении субботы во времена апостолов:

42При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.
43Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.
44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
Деян. 13:42-44

Здесь мы видим язычников, которые просят Павла проповедовать в следующую субботу. А это, между прочим, не иудейский город. Они спокойно могли просить Павла говорить на следующий день, то есть в первый день недели, тем более, что у всех язычников первый день недели был выходным днем, и гораздо больше людей могло бы собраться на проповедь. Но следующая проповедь для язычников была сказана только в субботу, причем это уже врядли было в синагоге, так как "почти весь город" не мог бы поместиться даже в самой крупной синагоге. А тем более, язычникам в синагогу входить не позволялось. Так что проповедь явно была на одной из площадей языческого города.

Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
Деян. 17:2

Да, это была иудейская синагога, но в языческой стране - в Греции, в Фессалониках. И в этом городе Павел проповедовал только по субботам.

Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
Деян. 18:4

А это уже Коринф, тоже языческий город в языческой стране. Хотя здесь присутствует синагога. Но ведь Павел не мог проповедовать в языческих храмах. Иногда он говорил на улицах, но все же он предпочитал помещения синагог, где была соответствующая обстановка. Кстати, подобно православным храмам, синагоги были открыты в каждый день недели, так как синагога - это не только место для богослужений, но также и школа.

Вот такие мы имеем свидетельства, дорогой Брат Алексей. А что до записей Юстина-мученика, то есть серьезные подозрения на то, что это - интерполяция, то есть более поздняя вставка, так как это свидетельство попросту дописано в конце его книги в виде приложения, не имеет никакой контекстной связи с общим содержанием, и к тому же его стиль несколько отличается от общего стиля письма Юстина. Причем, это - единственное свидетельство о соблюдении первого дня недели, дошедшее до нас со второго века христианства, то есть, спустя сто лет после Христа, и почти половину века после смерти последнего из апостолов. Но, как мы знаем, уже во дни апостолов "много лжепророков появилось в мире" (1Ин. 4:1).

А что до историка Шафа, то что еще он мог сказать? Он просто делает выводы так, как обычно делают историки - поверхностно. А то, что христиане начали соблюдать вначале два дня, а затем перешли на соблюдение воскресенья по причине гонений - это почему-то не принимается во внимание. А гонения вначале происходили на евреев, и некоторые христиане, боясь, чтобы из не приняли за евреев, стали принимать другие формы поклонения, а именно: суббота у иудеев была и остается днем пиршества и веселия, а христиане сделали ее днем поста. Но это было уже далеко не в первом веке. А затем начались гонения собственно на христиан, и чтобы их не опознавали по празднованию субботы и по отсутствию в языческих храмах в воскресенье, они уходили в катакомбы на два дня - вот там то и начало потихоньку воскресенье входить в христианство, поначалу как праздничный день пиршеств, а затем и как основной день религиозных собраний.

Но это - история. Ее все стараются преподносить по-своему. А вот Священное Писание полно неоспоримых фактов - в нем только восемь раз упоминается первый день недели, и ни разу при этом не говорится о богослужении в этот день!

2
Похожие вопросы
Отвечает
Василий Юнак
Осуждение соблюдения субботы на Лаодикийском соборе.

Очень часто делается ссылка о переносе празднования дня Господня с субботы на воскресенье на Лаодикийском соборе. Как сформулировано это правило? Его обоснование? Где можно прочитать об этом? Спасибо.

Спрашивает
Анатолий
Приветствую Вас, Брат Анатолий! На Лаодикийском соборе было принято 60 правил (в других вариантах 58 и 59), из которых 29-е правило касается субботы:Текст Правил собора. Оставляю прилагающиеся к нему толкования без комментариев. Благословений! Василий Юнак... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Почему до времен Моисея о шаббате нигде не сказано ни слова?

Во второй главе Бытия речь идет о седьмом дне. Но о евр.шаббате там не сказано - это евр.слово появилось после разделения языков. Бог благословил седьмой день. Но ни о каком ШАББАТЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ там не сказано. Неужели вы считаете, что Адаму было сказано то, что впоследствии было сказано Моисею? Если это так, то почему до времен Моисея о шаббате нигде не сказано ни слова?

Спрашивает
Валентин
Мир вам, Валентин! Вы совершенно правы, когда говорите, что изначально у дней, которые сотворил Вседержитель, не было особых названий, но были просто порядковые номера: день первый; день второй; день третий; день четвёртый; день пятый; день шестой; день седьмой. Только вот, как говорит Библ... Читать далее
0
Отвечает
Василий Юнак
Седьмой день суббота или воскресенье?

В Библии написано " Лук.23:52-56 ( Иосиф) пришел к Пилату и просил Тела Иисусова; и, сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось Тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. Лук.24:1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;"

Отсюда следует, что суббота - это день недели, который совпадает с седьмым днем о котором говорит Бог в Исх. 20:10. То есть согласно 4-й заповеди мы должны посвящать этот день Господу. Однако когда я взял более ранние переводы Библии на разных языках (смотри в скрепке), то это место я бы перевел примерно так : " И этот день был подготовка и наступал день покоя" . То есть ни в одном первоисточнике не указана пятница как день недели.

Для Бога не важно по какому календарю ты живешь. Ему важно, чтобы 7-й день недели был днем покоя Господу Богу твоему. По современному календарю 7-м днем недели является воскресенье, первым понедельник, шестым суббота. Следовательно , согласно 4-й заповеди в настоящее время мы должны посвящать Господу воскресенье. Тогда на каком основании вы считаете, что большинство современных протестантов нарушают субботу?

Спрашивает
Анатолий
Следовательно, согласно четвертой заповеди, мы и сегодня, и в той стране, где на календаре суббота стоит шестым днем, должны праздновать субботу, потому что именно она является днем, в который Творец отдыхал, и который Он благословил - именно в этом суть четвертой заповеди: помнить день творения. А ... Читать далее
5
Мир и благодать Господа неба и земли да пребудут с вами, Александр! Три доказательства того, что седьмой день никогда не был сдвинут со своего места. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПЕРВОЕ. Сотворив наш мир, Бог сотворил и время: 7 дней недели. Первая неделя была такая: 1,2,3,4,5,6 дни творения и 7-й день отды... Читать далее
1
Отвечает
Максим Балаклицкий
Почему АСД так сильно заблуждаются, празднуя субботу день календаря человека?

Ведь почему мы не празднуем субботу? - ответ прост немного больше знаний!! Потому что, действительно, четвертая заповедь гласит Помни день субботний. Исход 20:10 написано о заповедях. Мы сейчас кое-что увидим.
Итак, что на самом деле было написано на скрижалях? Эти скрижали были размером, приблизительно 10 на 10 сантиметров. Надпись была на обоих скрижалях, их было две. Кое-кто считает, что принцип был таков  пять на пять заповедей, или четыре на шесть, а кое-кто считает, что три на семь. Это предмет спора богословов, мы не будем вникать в это. Никто не знает наверняка, потому что они не сохранились до сегодняшнего дня. Но есть упоминания теологов об описании этих скрижалей.

Скрижали, фактически, называются не десять заповедей, а десятисловие. То есть каждая заповедь была записана только одним словом. Это было буквально десятисловие. Потому что одна заповедь была записана одним словом. Таким образом, на четвертом месте находилось слово шабат. Кто знает, что означает слово шабат? Покой. Выходной. Слово шабат  это еврейское слово, которое буквально означает свободный от работы, праздничный день. Словом Шабат обозначали все праздники. Любой праздник, который вы встретите на страницах Библии, это шабат. Это и суббота, и праздник кущей, все они обозначены словом шабат. Выходной или день, свободный от труда. Потому Библия говорит, приблизительно, так: Помни свободный от работы день. Большинство богословов говорят, что там было написано  Седьмой день.  Слово шабат еще означает седьмой. Шабат  это все выходные, все праздники, которые только есть, они обозначались словом шабат. И вообще шесть дней отработал, а день седьмой для ГОСПОДА, не по календарю людей мирских ,а как БОГ в  твоей жизни сложил, АСД -немного логики Вам!!!

Спрашивает
Валера
Уважаемый Валера! Прежде чем отвечать на Вашу критику, хочу напомнить о необходимости быть осторожным в словах: Иов. 36:17, Мф. 12:36. Первое впечатление от Вашего письма - противоречивость. Вам так хочется отстоять свое право святить языческий день солнца, что Вы "берете" подряд противоположны... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Неужели нельзя в субботу помочь, к примеру, своей неверующей бабушке донести тяжёлые сумки?

Подать отцу отвёртку, когда он ремонтирует выключатель, помочь соседу занести холодильник? Где грань между исполнением заповеди и фанатизмом?

Спрашивает
Олег
Мир Вам, Олег! Вы задаете вопрос "неужели"... Если есть заповедь и Вы ее знаете - значит все и так прозрачно. Какой смысл спрашивать? Заповеди - это результат отношений с Богом. Не заповедями отношения строятся, а исходя из веры в Господа и понимания Его путей приходит исполнение заповедей. Фанати... Читать далее
0
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, Влад! В Библии нет запретов на какие-либо дела в воскресенье. Только запрет на дела в субботу. Святость воскресенья со всеми вытекающими отсюда запретами - это исключительно человеческое изобретение, которое укоренилось сегодня во многих церквах. Оно берет свое начало в политических интриг... Читать далее
1
Отвечает
Наталья Амосенкова
Мне посоветовали это прочитать, стоит ли?

Как вы можете охарактеризовать данный сайт, мне посоветовали это прочитать, стоит ли?

Спрашивает
Денис
Здравствуйте Денис! Я бы предпочла чтение Библии. И Вам советую проводить больше времени читая эту книгу. Человек, который ищет Бога, - пусть ищет Его в Слове Божьем. Есть люди, которые хорошо знают основание истины и они могут посвятить некоторое время изучению различных распространенных учений... Читать далее
3
Отвечает
Виталий Григоренко
Я решила соблюдать субботу, но мои близкие, скорее всего будут против.

Подумают, что я сектантка. Мой график учебы не позволяет мне это сделать. Изменить не могу - я подставляю других людей. Пожалуйста, посоветуйте, как поступить. Я не могу больше откладывать соблюдение Истины. 

Спрашивает
Валерия
Не можете откладывать? Правильно!! Откладывать не нужно. Проявите верность Богу и Ему же предоставьте последствия. Слова Иисуса:И молитесь о взаимопонимании с родными и учебе. Но при этом будьте готовы к самопожертвованию. Благословений!... Читать далее
3
Мир Вам, брат Александр! Завеса в храме разорвалась при смерти Иисуса (Матф.27:51). Следуя Вашей логике "духовная суббота на каждый день" началась еще до Его погребения. В таком случае возникает вопрос, почему Иисус оставался в покое "во гробе" весь седьмой день (субботний) и воскрес только в пер... Читать далее
8