Вначале в двух словах о пресуществлении для тех, кто не знает. Привожу полностью энциклопедическую статью: "ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ, в католичестве и православии, термин для обозначения полного субстанциального превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в таинстве евхаристии. Всякое превращение подразумевает акт или процесс изменения, в котором одна вещь становится другой. Изменение называется субстанциальным, если оно затрагивает субстанцию, а если оно затрагивает субстанцию целиком, т.е. субстанция одной вещи полностью заменяет собою субстанцию другой, то его называют полным. Таким образом, учение о пресуществлении заключает в себе три самостоятельных утверждения. Во-первых, хотя евхаристические хлеб и вино сохраняют свои акциденции (т.е. внешние свойства), их собственные субстанции больше не существуют. Во-вторых, Христос действительно присутствует в них «под видом» хлеба и вина. В-третьих, и то и другое является результатом действительного и полного превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Это превращение не имеет аналогов в природе, и термин «пресуществление» очень точно выражает его характер и смысл. Именно на пресуществление, то есть на полное изменение субстанции в хлебе и вине, указывают слова Христа, установившего таинство евхаристии: «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя». Когда Христос, который сам есть Истина и Всемогущество, произнес эти слова, хлеб стал Телом Христовым, а вино – Кровью Христовой. А своим священникам Христос даровал власть совершать то, что совершил он сам."
Я не интересовался происхождением учения о пресуществлении. Да и не найти сегодня истинных фактов об этом, потому что даже если кто и найдет действительную связь этой теории с какой-то философской школой или каким-то нехристианским верованием, то естественно, официальная церковь никогда с этим не согласится, и объявит ересью, подтасовкой, и так далее. Потому я просто не стану тратить время на подобное. А вот рассмотреть Библейское учение об этом не только можно, но даже и стоит.
Начать следует с того, что семитское мышление евреев, к которым в первую очередь обращался Господь, и на языке которых дано Священное Писание, во многом отличается от мышления греческого, латинского и современного. Читая Библию, подчас поражаешься тем, какую взаимосвязь находил Господь, пророки или апостолы в некоторых ассоциациях из Ветхого и Нового Заветов. Евреи никогда не стали бы вникать в "субстанции" и прочие "устройства" вещей. Заметьте, что Библия нигде не описывает подобного. А вот образы и прообразы, типы и прототипы, притчи и сравнения - этого в Писании вдоволь. Верующие в пресуществление опираются на одно Библейское слово, сказанное при этом: "сие истинно есть".