Отвечает
Василий Юнак
Воскресенье соблюдается, потому что в этот день воскрес Иисус и потому, что ранние верующие встречались в первый день недели.

Лука подтверждает воскресенье как соблюдение субботы среди ранних христиан: В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел...продолжил слово. Деян.20:7. Также Павел утверждает в 1Кор.16:2, что верующие встречались в первый день недели.

Спрашивает
Сергей

Приветствую Вас, Брат Сергей!

То, что христиане соблюдают воскресение по причине воскресения Христа, это можно признать за истину, хотя на самом деле это больше похоже на отговорку, чем на причину. А истинная причина - чтобы отличаться от иудеев, на которых гонения начались раньше, чем на христиан.

Но важнее то, что Вы усматриваете в Писаниях только то, что Вам выгодно, или же просто не подозреваете, что там есть нечто иное. Хотя, мы ведь об этом уже не раз говорили. Придется повторить:

У Вас имеется два текста, которые якобы подтверждают богослужения в первый день недели. Давайте рассмотрим их более внимательно.

7В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
Деян. 20:7-11

Что в этом тексте вводит в заблуждение? Во-первых, это "преломление хлеба". Я знаю, что в "советские времена" евангельские христиане так называли служение Вечери Господней. Но давайте посмотрим, что на самом деле означает эта фраза. Я обнаружил это словосочетание в Библии только трижды - здесь, и еще два следующие текса:

35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
Лк. 24:35
42И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44Все же верующие были вместе и имели все общее.
45И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
Деян. 2:42-46

Первый текст говорит о том случае, когда Христос присоединился к двум ученикам по пути в Еммаус, и когда Его, как обычного путника, пригласили в дом поесть, то по манере Его преломления хлеба ученики узнали в Нем Христа. Была ли это Вечеря Господня? Абсолютно нет! Это был обычный ужин.

Второй текст описывает опыт первых христиан, которые ежедневно были в храме, но вот хлеб преломляли по домам, причем принимая пищу. Были это ежедневные служения Вечери Господней? Скорее всего это были ежедневные общения верующих, у которых, как мы узнаем позже, все было общее, потому что они продавали свои дома и жили коммунами. Так что здесь были те же совместные обеды и ужины, которые названы преломлением хлеба, но вовсе не являлись каким либо богослужением.

А теперь внимательно читаем весть нашего текста из Деян. 20 гл.: ученики собрались для преломления хлеба. Для чего собрались ученики? Какой нибудь христианин советского времени скажет, что они собрались на Вечерю Господню, но внимательное прочтение Писаний говорит, что они просто собрались пообедать. Далее нам говорится, что Павел решил использовать это время для беседы. Что значит беседовать? Поиск по Библии дал мне следующие тексты, где кто-то беседует: Мф. 17:3, Мк. 9:4, Лк. 9:11,30, Деян. 10:27, Деян. 13:43, Деян. 19:8 и Деян. 24:26. Из этих текстов только Деян. 19:8 может быть как-то истолковано в связи с богослужением. Но на основании всех остальных текстов, и тот текст можно представить что он говорит о проповеди и беседе как о разных действиях. Более того, наш текст не только называет это "богослужение" беседой за столом, но также и дает подлинную причину такого собрания: апостол собирался отплыть на следующий день, потому он использовал время для беседы с учениками даже до самого рассвета. То есть, это было не очередное собрание, а проводы Павла, совершавшиеся накануне его отплытия. И случись ему отплыть в среду, это собрание состоялось бы во вторник.

Второй текст, который Вы упомянули, говорит нам следующее:

1При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
1Кор. 16:1-3

Здесь мы видим рекомендацию по совершению особого целевого сбора "для святых в Иерусалиме". При этом рекомендуется, чтобы каждый отлагал у себя и сберегал. Где это у себя? Кто такой каждый? Это были сборы во время богослужений? Или же это были откладывания в домашнюю копилку? Прочтите еще раз внимательно этот текст и попытайтесь найти здесь намек на богослужение. Здесь нет богослужения, здесь нет молитвенного дома. Здесь есть только частные дома верующих и их копилки. Но для того, чтобы лучше понять происходящее, нам следует разобраться в том, что это за сборы для святых. В чем нуждались иерусалимские святые? Кто они, эти святые в Иерусалиме?

17По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас.
18На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры.
19 Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его.
Деян. 21:17-19
25А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,
29и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
30Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу,
31чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым,
Рим. 15:25-31
17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Гал. 1:17-19

Эти тексты о святых в Иерусалиме и отношении к ним Павла дают нам понять, что святые в Иерусалиме значительно отличаются от тех христиан в других местах, которых Павел зачастую приветствует как святых. Особенно это видно из Рим. 15:27, где говорится о зависимости и духовном долге одних перед другими. Отсюда я делаю вывод, что святые в Иерусалиме - это руководители христианской церкви того времени, которым нужно было отправлять особые пожертвования. Что же это за пожертвования?

11Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
13Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
1Кор. 9:11-14

Апостол Павел подтверждает право священнослужителей получать материальную поддержку от паствы. При этом он показывает, что это право является продолжением той системы финансирования служителей, которая была установлена Господом в Ветхом Завете, а именно - система десятин, которой оплачивались служащие жертвеннику. Новый Завет нигде ни одним словом не перечеркнул и не умалил десятины, потому я уверен, что в послании к коринфянам апостол Павел утверждает именно этот вид финансовой поддержки служителей и руководителей церкви. И только это может объяснить, почему это деньги откладываются еженедельно, в начале каждой недели, но у себя дома: В начале каждой недели каждый труженник, получив зарплату, расчитывает свои доходы и устанавливает бюджет на очередную трудовую неделю. Это именно то время, когда первая часть отдается Господу, прежде чем она может оказаться потраченной на что-либо другое. То есть, это регулярные отчисления из прибыли, сделанные перед всеми остальными расходами. Они накапливаются, чтобы потом быть переданными в дом хранилища (Мал. 3:10, Неем. 10:37), который в то время находился в Иерусалиме.

Кстати, в том самом Коринфе, где он объяснял о праве служителей получать материальную поддержку (1Кор. 9:11-14), и где он установил систему сбора десятин в первый день недели (1Кор. 16:2), апостол Павел сам трудился и зарабатывал на свое пропитание деланием палаток. При этом особо отмечено, что по субботам он не работал, а учил в синагоге, в которой сам начальник синагоги стал христианином (Деян. 18:1-8). Так что в первый день недели сам Павел трудился и ни на какие собрания не ходил, а точно так же откладывал свою десятину у себя, что и рекомендовал делать коринфским христианам, которые по субботам посещали уже ставшую христианской синагогу.

Таким образом, здесь мы совершенно не видим, чтобы ученики начали праздновать первый день недели в память о воскресении Господа, совершая в этот день богослужения.

А теперь рассмотрим другие тексты в Писании, которые показывают, какой же на самом деле день богослужений соблюдал Павел и первые христиане. При этом мы помним, что иудеи собирались в синагогах по субботам и не только. А христиане часто использовали возможность проповедовать там, где собираются люди. Потому, мы не будем смотреть на субботние посещения синагог - они могли быть попросту миссионерскими. Давайте поищем богослужения вне синагог и без христиан из иудеев.

12оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.
13В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.
Деян. 16:12-13

Заметьте, это не синагога, а молитвенный дом. Это не иудеи, а женщины из язычников. Это не одноразовая встреча, а совершавшаяся по обыкновению. Причем, Павел отправился туда впервые в субботу после того, как несколько дней уже находился в этом городе. Этот текст показывает, что в Македонии христиане из язычников, собиравшиеся в молитвенных домах, по обыкновению собирались там по субботам. Это знал и Павел, прибывший туда впервые. И здесь нигде не говорится о том, что они проводили богослужения также и в первый день недели.

Вот такое пространное объяснение получилось, но надеюсь, что я все изложил ясно.

Благословений!

Василий Юнак

1
Похожие вопросы
Здравствуйте, Алеся. Ваш вопрос очень закономерен. Нигде в Библии вы не найдете о том что Богу нужно поклонятся в воскресенье. Везде только тексты о субботе. Таких текстов 145, где в разных ситуациях упоминается суббота. В большинстве этих текстов говорится о том, что субботу нужно чтить, святит... Читать далее
2
Отвечает
Василий Юнак
Суббота и воскресенье в первый век христианства.

Мы имеем свидетельства, что верующие Нового Завета собирались по воскресеньям. По крайней мере в странах языческих. 1 Кор.16:1-2 - здесь Павел выделил первый день недели, воскресенье, не потому ли, что в этот день верующие собирались вместе. Он просил, чтобы они собирали приношения в этот день. Еще Деян. 20:7 - ученики собрались для Вечери Господней. Они собрались не потому что Павел пришел к ним в этот день. Из предыдущего стиха видно, что он находился там 7 дней, но в субботу они почему-то не собрались, а собрались в воскресенье.

А вот что говорит нам история. Юстин Мученик, который жил около 100-150 гг. писал: "Воскресенье - это день в который мы проводили свои общие собрания". ("Анти-никейские Отцы", т.1, с.186). Это не единственное свидетельство. Историк Шафф пишет: "Всеобщее и неопровержимое соблюдение воскресенья во втором веке можно объяснить только тем фактом, что оно имело корни в апостольской практике".

Если Христиане первого и второго века собирались по воскресеньям, то почему сегодня мы не можем этого делать?

Спрашивает
Алексей
Брат Алексей, Вы несколько невнимательно читаете эти "свидетельства", и пропускаете свидетельства иного рода. Позвольте пояснить:Обратите внимание на слова "КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПУСТЬ ОТЛАГАЕТ У СЕБЯ". Где это у себя? В церкви? В общинской казне? А может быть все же у себя дома? Нет, здесь речь не идет о регулярных церковных пожертвованиях. Это особые пожертвования, которые каждый накапливал у себя дома для того, чтобы все это было ... Читать далее
1
Приветствую Вас, Брат Петр! Иисус Христос воскрес в первый день недели. И этого никто не отрицает. Потому в России этот день назван "воскресением" в память о воскресении Иисуса Христа. Однако Библия нигде не повелевает праздновать этот день, равно как нигде и не отменяет соблюдение субботы, данное ... Читать далее
1
Отвечает
Александр Дулгер
Влияет ли соблюдение субботы на спасение? Те, кто не соблюдают субботу, попадут в ад или нет?

Влияет ли соблюдение или несоблюдение субботы грехом к смерти? Или скажем иначе: те, кто не соблюдают субботу-попадут в ад, даже если принимают Иисуса как своего Спасителя, но отдыхают и ходят в церковь в воскресение? Один знакомый адвентист в нашей полемике так заявил:
Если Бог не касается вашего окаменелого сердца через Свое Слово, где четко написано черным по белому Помни день субботний....- то грешите Андрей, и готовьтесь навечно погибнуть в озере огненном! Итак, спасение и суббота...

Спрашивает
Андрей
Мир Вам, брат Андрей! Отвечу Вам вопросом на вопрос. А что будет с человеком, который принимает Иисуса как своего Спасителя, но продолжает воровать? А с тем, кто называет себя последователем Христа, но продолжает прелюбодействовать? Или лгать? Спасется ли он?Где нибудь в Библии написано, что 4-я заповедь менее значима, чем 7-ая или 8-ая?... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Какой толк от соблюдения четвертой заповеди о субботе?

Какой толк от соблюдения субботы? Я понимаю пользу от всех остальных заповедей. Но какой толк будет от того, что я буду соблюдать субботу? И вообще субботу невозможно соблюдать, всё равно какую-нибудь мелкую работу да сделаешь.

Спрашивает
Олег
Мир вам, Олег! От  соблюдения четвертой заповеди толк точно такой же, как от соблюдения остальных заповедей Вседержителя:К сожалению, многие люди, называющие себя христианами, но при этом выбрасывающие одну или даже все заповеди из Божьего Десятословия, приводят в свое оправдание именно то, что и вы сказали: "исполнить-то невозможно". Однако они не дают себе возможности задуматься о том, как при этом выглядит Законода... Читать далее
1
Доброго вам времени суток, Сона! Вот тексты, о которых вы спрашиваете:Если бы я была нечестным человеком, пытающимся подогнать Писание под свои взгляды, я могла бы на основе этих тестов предъявить претензии любому верующему, который чтит воскресный день, Рождество, Пасху, посты и пр. «А почему вы не слушаетесь Писания и собираетесь на торжественное всеобщее богослужен... Читать далее
1
Отвечает
Сергей Телемонов
Каким должно быть богослужение?

Что бы ты хотел поменять в ходе и организации служения общине, которую посещаешь? (Имею в виду утреннее субботнее служение).

Спрашивает
Татьяна
Будет не хорошо, если я буду писать это здесь, а не буду говорить прямо пастору. Поэтому скажу в общем, каким должно быть богослужение, по моему мнению. 🙂 🔹 В нем должна чувствоваться жизнь, ведь наш Бог жив. 🔹 Оно не должно быть однобоким, сухим и неинтересным, ведь наш Бог креативный. 🔹 Оно... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Нужно ли праздновать воскресенье, как день воскресения Христа?

Как насчет празднования воскресенья, как дня, в который воскрес Христос? Он же воскрес «как прошла суббота... дня первого в неделе». И празднование не только на Пасху, но еженедельно, каждый день, вспоминая подвиг Иисуса. И, как бы то ни было, я считаю, посвящать себя Богу должны каждый день: в молитве, посте, пении; служение тоже проводится не только по воскресеньям или субботам, а бывает и такое, что просто нет возможности попасть на собрание в выходной, какой бы то ни было, по разным причинам. Поэтому сопутствующий вопрос: стоит ли относиться так категорически к этому?

Спрашивает
Михаил
В вашем вопросе вижу определенные противоречия. Есть предложение праздновать воскресение Христа по воскресеньям, в то же время предложение праздновать ежедневно. Причем вспоминая подвиг Иисуса. ✝️ Я понимаю, что нельзя отделять смерть Иисуса от Его воскресения, но, по моему мнению, Свой подвиг Иису... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Нужно ли праздновать субботу так, как написано в Ветхом Завете?

А кем, в понимании адвентистов, являются верующие из других протестантских конфессий? Которые во многом на вас похожи, но в основном отделяют для Господа воскресенье, а не субботу? Как по-вашему это имеет значение? Я знаю 10 заповедей, но насколько я понимаю, и адвентисты сегодня не «святят» субботу так, как говорит Старый Завет (не выполнять никакой работы, не проходит больше определенной расстояния, не готовит кушать, не покупать товары). Или святят?

Спрашивает
Максим
1️⃣ У меня много друзей из других конфессий. Мы с ними отлично общаемся, уважаем друг друга, ходим в гости. Конечно, я не могу с ними согласиться по поводу толкования ими некоторых вопросов Библии, которые, на мой взгляд, Слово Божье говорит довольно незавуалированно, но это не влияет на мои отношен... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Отменяет ли Новый Завет субботу?

Никому не позволяйте придумывать для вас законы и правила о том, что есть вам или пить или каких праздников соблюдать: празднование Новолуния или субботы. В прошлом, эти вещи были лишь тенью, признаком грядущего, но новое учение приходит со Христом. Кол. 2:16-17.

Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек, потому что субботы не держит. А другие говорили: как же такие чудеса может грешный человек творить? И несогласие между ними было Ин. 9:16 Итак, Новый Завет отменяет некоторые положения Ветхого? В частности, субботу?

Спрашивает
Егор
Во первых, ты используешь так называемый «Перевод на современный язык», который является больше переводом, чем настоящим переводом. Я просмотрел другие переводы и оригинал, там используется слово κρινέτω, означающее «избирать, решать, судить, осуждать». И никак не «придумывать». Поэтому большинство ... Читать далее
2