Отвечает: Василий Юнак
Юлия пишет: Деяния 20:7. Это был обычный обед или служение воспоминания? Почему в первый день недели? Не поэтому ли многие протестанты назначили воскресение днём Господним вместо субботы? Спасибо.Приветствую Вас, Сестра Юлия!
В отношении празднования первого дня недели у нас нет заповеди. Первый день недели упоминается всего восемь раз:
Мф 28:1; Мк 16:2; Лк 24:1; Ин 20:1 - информация о том, что в этот день женщины после субботнего покоя отправились помазать тело Иисуса.Мк 16:9 - информация о том, что в этот день Иисус воскрес и иявлялся отдельным людям.
Ин 20:19 - информация о том, что ученики собрались вместе из-за страха от иудеев, и только поздно вечером их посетил воскресший Иисус.Деян 20:7 - информация о том, что Павел провел время с собравшимися по обычаю для совместного обеда учениками (сравни Деян 2:46 - это было ежедневное общение за столом у кого-то дома), и это собрание состоялось по причине того, что завтра Павел должен был отправиться в долгое путешествие. То есть, это не богослужение, а общение с дорогим гостем перед его отъездом. Кстати, это общение продлилось даже до рассвета (ст 11), то есть заняло два дня. Может и нам следует такие длительные богослужения проводить по этой причине?
1Кор 16:2 - рекомендация относительно сбора средств, чтобы эти средства отлагали каждый у себя в начале недели, то есть до того как имеющиеся в наличии деньги будут потрачены на прочие нужды. Это проискодило у каждого дома, а не на богослужении.
Восемь раз Дух Святой в Священном Писании имел возможность написать нам заповедь о праздновании первого дня недели в память о воскресении Иисуса, однако Господь счел нужным не говорить об этом ничего. Как Вам кажется, почему? Не потому ли, что Господь не имел в Своих планах менять "завет вечный", установленный в память творения (Исх 31:16-17)?
А чтобы мы знали, что апостол Павел не устанавливал новый день поклонения Господу, обратим внимание на следующий текст:
"оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней. В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами" Деян 16:12-13).
Этот текст примечателен тем, что здесь Павел встречается с людьми не в день прибытия или отъезда, а идет на встречу в особый день после нахождения в той местности определенное время. То есть, день выбран не случайно! Здесь Павел идет не в синагогу, как если бы в другое время и в другом месте он не смог бы собрать людей для проповеди, а в молитвенный дом христиан. И эти христиане, как мы видим по описанию, были не из иудеев, а из македонян, то есть греков, так что они в субботу собирались не по иудейской традиции. Тем более, что в этой христианской церкви находились женщины, чего не было бы возможным в синагоге, где обычно собирались мужчины. Таким образом мы видим прямое и недвусмысленное свидетельство о том, что христиане из язычников проводили богослужения в молитвенных домах по субботам, и апостол Павел это прекрасно знал и не пытался изменять существовавший порядок.
Еще один примечательный текст:
"При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам" (Деян 13:42-46).
Что мы находим здесь? Да, здесь действие происходит в синагоге. Однако основными слушателями являются язычники, которые просили Павла продолжить изучение в следующую субботу. И через неделю в день субботний собралось множество народа - почти весь город. Более того, когда иудеи возмутились против этого, апостол спокойно объяснил, что он проповедует именно язычникам. И вот здесь возникают закономерные вопросы: почему язычники просили проповедовать Слово Божье по субботам? Неужели в другие дни они были заняты? Но ведь я всех язычников первый день недели был праздничным днем, в который они посещали свои храмы. Неужели Павел не мог проповедовыть в первый день недели? Тем более, что синагога обычно открыта для посещения всю неделю, так же, как и православные храмы. Или Павел не мог выбрать другое место для встречи с язычниками в другой день, если бы иудеи не предоставили им свой зал для встреч в первый день недели? В конце концов они могли попросту "выйти к реке" и устроить там молитвенный дом. Вы видите, что устанавливая служение в первую очередь для язычников, Павел совершает его по субботам. И не только Павел знает так, но и все язычники знакомы с этим порядком. Они готовы откладывать свои дела в необычный для них день поклонения и идти слушать пророведи Павла. Почему Святой Дух и апостол Павел не воспользовались случаем сказать: "ну, раз иудеи протестуют, то мы с язычниками будем собираться в другой день"?
А вот еще один интересный момент в тексте, который регламентирует христианские требования к язычникам:
"Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу" (Деян 15:19-21).
У иудеев было 600 заповедей, которые они соблюдали. Но для язычников предписали четыре заповеди. Кажется, что это все - больше ничего не надо, ни десятин, ни суббот. Но постойте, а почему в этом же письме говорится о проповеди в каждую субботу? Разве не потому, что заповедь о субботе - это не закон Моисеев, а Закон Божий? Разве не потому, что "исполнение закона" Христом на Голгофе (см Мф 5:17-18) не касалось заповеди о субботе Господней, которая в отличие от "суббот ваших" (см Лев 23:32,38) относилась не к "тени будущего", а к "памятнику прошлого" (см Кол 2:16-17). Кстати, некоторое отстуаление от темы, но довольно интересное: если язычникам было предписано "воздерживаться от удавленины и крови", почему НИ ОДНА христианская церковь кроме адвентистов седьмого дня не проповедует об этой заповеди для язычников? И кстати, известна ли Вам причина именно такого ограничения? С чем это связано? Ну, идолопоклонство и блуд - это понятно (надеюсь, что понятно, потому что и в этом вопросе многие христиане хромлют), а вот удавленина при чем здесь? Если этот вопрос интересен, то задайте его, и я предоставлю Вам библейский ответ. Хотя этот вопрос уже освещался в нашей рассылке.
Смотрим другие тексты:
"Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало" (Деян 17:2-4).
Да, это было в синагоге. Однако что мы здесь замечаем? Обратим внимание на слова "по обыкновению своему". Затем мы видим, что Павел три субботы там провел, то есть не каждый день, и не по другим дням, а только по субботам. И последнее, что хотелось бы отметить здесь, это то, что уверовали еллины, греки то есть, а вот иудеи - нет (это сказано в следующем стихе). Вопрос: а что, Павел не мог для этих греков устроить встречи по воскресеньям, а не по субботам? Да и не в синагоге, а где-нибудь еще? Или у них не было соответствующих помещений? Не думаю, ведь еллинов было "великое множество", к тому же "и из знатных немало". То есть, у Павла и у Святого Духа была прекрасная возможность уйти из субботней синагоги и установить воскресный молитвенный дом, однако они этого не сделали. Почему?
"и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, - потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, - пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов" (Деян 18:2-4).
Ну, в этом тексте только иудеи и синагога. Нескольких еллинов можно в расчет не принимать. Хотя почему бы не начать переучивать и иудеев, что христиане должны уже воскресенье праздновать? Но здесь есть гораздо более важный элемент для нас: Если в других местах апостол Павел повседневно занимался проповедью и миссионерской деятельностью, то здесь по какой-то причине (не будем ее разбирать) он занялся бизнесом. И только по субботам проповедывал. Сколько дней он работал в неделю? Пять или шесть? Сколько дней он занимался проповедью - один или два? Вы видите, что здесь показан образ жизни христианина Павла: шесть дней работает, а один день - Господу Богу. То есть он соблюдал известную заповедь:
"Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх 20:8-11).
На фоне всего этого, вовсе не удивительно, что апостол Павел пишет известные слова: "Посему для народа Божия еще остается субботство" (Евр 4:9). И очень печально, что современные христиане этого не желают увидеть и принять: "Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете" (Ин 13:17) и "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин 14:15).
Благословений!
Василий Юнак
Мы имеем свидетельства, что верующие Нового Завета собирались по воскресеньям. По крайней мере в странах языческих. 1 Кор.16:1-2 - здесь Павел выделил первый день недели, воскресенье, не потому ли, что в этот день верующие собирались вместе. Он просил, чтобы они собирали приношения в этот день. Еще Деян. 20:7 - ученики собрались для Вечери Господней. Они собрались не потому что Павел пришел к ним в этот день. Из предыдущего стиха видно, что он находился там 7 дней, но в субботу они почему-то не собрались, а собрались в воскресенье.
А вот что говорит нам история. Юстин Мученик, который жил около 100-150 гг. писал: "Воскресенье - это день в который мы проводили свои общие собрания". ("Анти-никейские Отцы", т.1, с.186). Это не единственное свидетельство. Историк Шафф пишет: "Всеобщее и неопровержимое соблюдение воскресенья во втором веке можно объяснить только тем фактом, что оно имело корни в апостольской практике".
Если Христиане первого и второго века собирались по воскресеньям, то почему сегодня мы не можем этого делать?
Влияет ли соблюдение или несоблюдение субботы грехом к смерти? Или скажем иначе: те, кто не соблюдают субботу-попадут в ад, даже если принимают Иисуса как своего Спасителя, но отдыхают и ходят в церковь в воскресение? Один знакомый адвентист в нашей полемике так заявил:
Если Бог не касается вашего окаменелого сердца через Свое Слово, где четко написано черным по белому Помни день субботний....- то грешите Андрей, и готовьтесь навечно погибнуть в озере огненном! Итак, спасение и суббота...
Какой толк от соблюдения субботы? Я понимаю пользу от всех остальных заповедей. Но какой толк будет от того, что я буду соблюдать субботу? И вообще субботу невозможно соблюдать, всё равно какую-нибудь мелкую работу да сделаешь.
Что бы ты хотел поменять в ходе и организации служения общине, которую посещаешь? (Имею в виду утреннее субботнее служение).
Как насчет празднования воскресенья, как дня, в который воскрес Христос? Он же воскрес «как прошла суббота... дня первого в неделе». И празднование не только на Пасху, но еженедельно, каждый день, вспоминая подвиг Иисуса. И, как бы то ни было, я считаю, посвящать себя Богу должны каждый день: в молитве, посте, пении; служение тоже проводится не только по воскресеньям или субботам, а бывает и такое, что просто нет возможности попасть на собрание в выходной, какой бы то ни было, по разным причинам. Поэтому сопутствующий вопрос: стоит ли относиться так категорически к этому?
А кем, в понимании адвентистов, являются верующие из других протестантских конфессий? Которые во многом на вас похожи, но в основном отделяют для Господа воскресенье, а не субботу? Как по-вашему это имеет значение? Я знаю 10 заповедей, но насколько я понимаю, и адвентисты сегодня не «святят» субботу так, как говорит Старый Завет (не выполнять никакой работы, не проходит больше определенной расстояния, не готовит кушать, не покупать товары). Или святят?
Никому не позволяйте придумывать для вас законы и правила о том, что есть вам или пить или каких праздников соблюдать: празднование Новолуния или субботы. В прошлом, эти вещи были лишь тенью, признаком грядущего, но новое учение приходит со Христом. Кол. 2:16-17.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек, потому что субботы не держит. А другие говорили: как же такие чудеса может грешный человек творить? И несогласие между ними было Ин. 9:16 Итак, Новый Завет отменяет некоторые положения Ветхого? В частности, субботу?