Отвечает: Максим Балаклицкий

Татьяна!

В ближайшем контексте Иисус отвечает на претензии фарисеев, что доброта Иисуса нарушает эксклюзивный статус еврейского народа.

Мол, принимать грешников неплохо, но чем мы тогда от них отличаемся?

Первые три притчи - об овце, монете и блудных сыновьях (Лк. 15) - вращаются вокруг радости от находки.

Эта радость нарушается обидой старшего сына.

Его можно понять: праздник по поводу возвращения младшего гуляки организован за его счет!

Последующие слова Иисуса ориентированы на то, чтобы убедить евреев, что принять язычников в состав Божьего народа ЗА СЧЕТ СВОЕГО ЭКСКЛЮЗИВНОГО СТАТУСА - не только нормально, но единственный путь Божьим народом остаться.

Потому что Божий План спасения не зависит от щедрости евреев или христиан.

Если одни Его дети будут мешать спасаться другим, Он будет вынужден выгнать первых, чтобы принять вторых (Лк. 14:16-24).

И в 16 главе Иисус говорит о том, что никакие земные ресурсы не жалко потратить на спасение людей. Это, фактически, глава о деньгах.

И притча о неверном управителе показывает, что он был нерадив к своему хозяину, но приобрел расположение его кредиторов тем, что разбазаривал хозяйское добро в их пользу.

Почему такой горе-менеджер заслуживает похвалу Иисуса?

Потому что Христа интересует его отношение к кредиторам.

Что значит притча?

Хозяин - Бог.

Управитель - евреи. Они разбазарили Божье наследие: из 12 колен до первого Пришествия дотянуло два, Ханаан оккупирован Римом, царская династия Давидовых потомков прервана - на престоле эдомлянин Ирод...

земля истощена налогами, восстаниями и карательными походами.

Писание переведено на греческий под нажимом оккупантов, а не по милости евреев.

Синагоги разбросаны по миру из-за плена (куда Израиль пошел за идолопоклонство), а не в результате миссионерских усилий.

Тора терялась на целые века (4Цар.22).

В общем, не лучшая репутация.

Со времени вавилонского плена евреи привыкли жить в городах и тяготели к ростовщичеству - будущему банковскому делу.

Кредиторы - язычники.

Важно отметить, что переход к Новому завету подается Христом в этой причте как дисквалификация евреев, а не признание их заслуг.

Вопрос: кто нажился в этой истории? Кредиторы? Они остались должны, хоть и меньше. Хозяин? Он потерял часть своих средств. Значит, нажился управитель.

Но каким образом, если он был уволен? Он нажился тем, что деньгами хозяина (честно заработанными) купил расположение его кредиторов.

Земные, материальные блага он пустил на развитие отношений - выиграл в психологическом плане.

Таким образом, слова Иисуса можно толковать так: ресурсы избранного народа должны работать на спасение людей. Любая трата в эту сторону будет законной и правильной.

И последний вопрос: как сложилось, что кредиторы (язычники) будут принимать в вечные обители управителя (евреев)?

Разве не евреи "внутри", а язычники "снаружи"?

Притча о блудных сыновьях показывает, что, покаявшись, младший сын (язычники) был принят отцом (Богом). А старший (евреи) остался стоять на улице, вне пиршественного зала.

Это притча актуальна и для последующих поколений верующих.

Очень часто возникает искушение решить, что мы являемся эталоном праведности, а остальные - "вне", второй сорт. Но Бог предупреждает: если пренебрежем грешником, то на Суде поменяемся с ним местами (притча о богаче и Лазаре).

С уважением,
Максим

Дополняет: Василий Юнак

Приветствую Вас, Сестра Татьяна!

Притча о неверном управителе кажется трудной только потому, что мы подчас смотрим на яркие второстепенные слова, не обращая внимания на слова главные. Кратко рассмотрим эту притчу. Я далее цитирую Луки 16:1-15 и по тексту вставляю свои комментарии в скобках. Иногда комментарии могут быть несколько объемными, но полагаю, что это будет понятно.

1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат (этот богатый человек символизирует нашего Господа) и имел управителя (Библия называет всех людей Божьими управителями, хотя в русском тексте греческое слово "экономос" подчас переведено словами "домостроитель, казнохранитель" и др - 1Кор 4:1,2), на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять (господин уже все проверил и знает, в чем конкретно проблема. Он решил уволить неверного управителя, и этот отчет означает обычную передачу дел другому управляющему).
3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь (здесь управитель признается в своих проблемах: он не трудился, то есть был ленив, он не унижался во имя господина своего, а стыдился просить там, где должен был делать это для своего господина - Лк 9:26);
4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом (управители обычно были рабами, не имеющими ничего своего. Это также должно и нам говорить, как мы должны считать свое имущество - Деян 4:32; 1Кор 6:19,20 - этого раба выбрасывали на улицу, и сейчас у него проблема: где жить? Что важно понять, этот неверный управитель не был вором - он ничего не украл, иначе он уже построил бы себе дачу через дорогу. Он расточал имущество хозяина иначе).
5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят (неверный управитель делает других соучастниками своего преступления, тем самым делая их своими должниками: завтра он пойдет к ним и скажет: из-за вас я пострадал, выручайте меня).
8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (здесь надо обратить внимание на то, за что хвалит господин неверного раба: он не говорит, что тот правильно поступил, а говорит, что он догадливо поступил. Есть большая разница между правильным действием и догадливым действием. Еще надо обратить внимание на слова "в своем роде". Эти слова сразу же должны указывать на существующую духовную символику - то, что описывается буквально, отображает духовные вещи)
9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Давайте еще раз посмотрим, что делал неверный управитель, и в чем он оказался догадливее. Он стремился заполучить жилье, дом. Для этого он сделал своими соучастниками и должниками тех, кто имел жилье и мог бы приютить его. Вот в этом он оказался догадливее сынов света. Говорится ли здесь о том, как нам приобретать дома на земле? Или же речь идет о "вечных обителях"? Когда мы обнищаем? Когда у нас отнимется управление? Когда мы должны дать отчет? Это произойдет в конце нашей земной жизни! Тогда мы покинем этот мир с пустыми руками, нищими. Блаженны нищие духом! Оставим пока богатство неправедное - мы его разберем немного ниже. А пока поговорим о друзьях, которых следует приобретать. Это те, кому мы проповедуем и приводим ко Христу? Нет, потому что они - такие же нищие, как и мы, у которых нет вечных обителей. Не те спасенные люди будут решать вопрос нашей вечной жизни в обителях неба. А кто? Ин 14:1-3 Это Иисус и Его ангелы. А как их приобретать в друзья? Ин 15:14 - если исполняем Его волю, если трудимся с Ним, если делаем Его соучастником нашего управления Божьим имуществом, вверенным нам на земле. А теперь подумайте: с таким ли рвением и тщанием вы стремитесь заполучить небесное жильё, как сыны века сего стремятся заполучить земное жильё? Именно об этом идет речь в этой притче - о качестве служения с целью приобрести небесное жильё! И тут же говорится о методе - через дружбу со Христом, чтобы Он стал нам "обязанным" принять в вечные обители, которые есть только у Него).
10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (в этих трех стихах используется система параллелизма, свойственная еврейской поэзии. Это образец синонимического параллелизма, в котором параллельные фразы имеют одинаковое значение. Находим это значение: "малое = неправедное = чужое" и "многое = истинное = наше". На земле мы не имеем ничего своего, но все чужое - Божье. Земное - очень малое по сравнению с небесным. И только в царстве Бтожьем мы получим свое, которое есть истинное богатство - Мф 6:20. Итак, что же такое "неправедное богатство из 9-го стиха? Ответ прост - это все то имущество, которое вверено нам в земной жизни. Оно неправедно не потому, что получено нечестным способом, а потому, что оно не истинное наше богатство, оно чужое богатство. Истине противопоставляется неправедность)
13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. (управители выбираются не из слуг, а из рабов. Почему? Потому что слуга отработав свои 8-10 часов, торопится домой работать на себя. Раб будет работать только на хозяина, потому что знает: чем лучше живет хозяин, тем лучше живется его рабу. слуга будет работать с оглядкой, имея интересы свои личные, а верный раб имеет интересы хозяина. Некто сказал так: узнать, вы принадлежите царству Бога или царству сатаны легко. Царство Божье имеет принцип - все принадлежит Богу. Царство сатаны говорит: ты сам хозяин. Сатана говорит: ты должен Богу? Честно отдай Ему Его налоги - десятины, приношения, помощь бедным... отдай Ему 10%, 20%, 50%, 90%, а все что осталось - это ТВОЁ!, делай с ним что захочешь. Отдай Богу положенное время - седьмой день, час утром и час вечером, время помощи ближним... а что останется, то ТВОЁ!, делай с ним что хочешь. Вы понимаете разницу? Но Бог говрит, что так быть не может - не должно служить Богу и своей корысти. Если вы считаете, что имеете что-либо свое, то вы живете не в Божьем царстве)
14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

Надеюсь, теперь эта притча предельно ясна Вам, и Вы знаете не только, что есть неправедное богатство, но и как употреблять его с тем, чтобы приобресть вечные обители у нашего Друга Иисуса Христа.

Благословений!

0
Похожие вопросы
Отвечает
Александра Ланц
Я христианка, живу с мусульманином. У нас скоро родится ребенок. Какой веры ему быть?

Живу в гражданском браке с масульманином, у нас через месяц родиться ребенок. Перед нами встал серьезный вопрос, какой веры будет наш сын. Мы уважаем веры друг друга, и не пытаемся переманить или заставить кого-то из нас поменять религию. Но в то же время нас очень заботит будущее нашего малыша, что нам делать и как быть? Любое наше решение может повлиять на жизнь и судьбу ребенка. Что делать?

Спрашивает
Валентина
Здравствовать вам в Господе Иисусе Христе! Если вы живёте в гражданском браке, то Вы должны знать, что Христос никогда не оправдывал прелюбодеяние, как бы люди эти ни называли: совместная жизнь, гражданский брак и пр. Но напротив, наказание за такой грех:На жизнь и судьбу вашего ребёнка уже влияет то, что вы живёте во грехе и даже не понимаете этого. ... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Библия и Мел Гибсон с его фильмами Страсти Христовы и Апокалипто?

Здравствуйте Братья! У меня к Вам следующий вопрос. Как Вы относитесь к творчеству Мела Гибсона, а именно к его фильмам Страсти Христовы и Апокалипто? В Википедии я прочитал, что  по поводу Страстей Христовых он заявил в интервью журналу New Yorker: Мне бывают знаки. Точнее, знамения. Они столь же понятны, как сигналы светофора. При встрече с католиками режиссер уточнил, что фильм снимал через его посредство Святой Дух, а он лишь направлял его движение. Также на этом сайте есть утверждения, что в фильме есть некоторые несовпадения с каноническими Евангелиями. Можно ли верить заявлению Мела Гибсона и можно ли считать фильм Страсти Христовы богодухновенным? Являются ли несовпадения с Евангелиями в фильме существенными?

Спрашивает
Евгений
Приветствую Вас, Брат Евгений! Заявления отдельного человека о том, что им руководит Господь или Святой Дух не могут быть основанием для того, чтобы принять это за истину. Помните слова Христа: Я смотрел фильм "Страсти Христовы" и не нашел его правдивым. Да, он впечатляет. Но врядли это путь ко спасению. Назвать этот фильм богодухновенным? Это было бы кощунственно. Я не нашел в Библии того духа, которым охвачен этот фильм - там кровь хлещет повсюду даже сверх меры. Столько крови, сколько н... Читать далее
1
Приветствую Вас, Брат Андрей! Причина, скорее всего, в том, что Вы не то ищете. Из Вашего вопроса следует, что Вы ищете ту религию, которая Вам понравилась бы потому, что она соответствует Вашим желаниям и пристрастиям. Однако что такое религия? Религия - это признание высшей власти Бога над челове... Читать далее
2
Отвечает
Александр Дулгер
Говорят, что христианин должен стремиться походить на Бога. А что если мне этот образ не нравится?

Вот не могу я быть идеалистом. Мне нравиться цинизм, скептицизм, егоцентризм, реализм, и как бы я не старался избавиться от этих чувств, в итоге я понимаю что только сам себя обманываю.

Спрашивает
Виталий
Мир Вам, Виталий! А Вам не нужно себя обманывать. У Вас только один выход - ждать пока Вам не надоест и не опротивеет быть циником, скептиком, эгоистом, реалистом, итп. Пока это не начнет Вас утомлять. Пока Вы не заметите, что это огорчает близких Вам людей и разрушает Ваши с ними отношения. Только... Читать далее
4
Отвечает
Василий Юнак
Человек приходит к Богу из-за страха не попасть в ад?

Бог говорит: кто не придёт ко Мне, тот в ад (ну, я своими словами). Только с Богом — жизнь вечная в радости, а жизнь вечная в аду будет только со страданиями. Человек приходит к Богу из-за страха не попасть в ад? И зачем Богу "подкупать" человека? Значит, у человека потребительское отношение к Богу? А если бы было 3 варианта: Царство, ад и Бог, пошёл бы человек просто к Богу ни из-за чего? Не движет ли человеком страх перед адом, когда он обращается к Богу? Ведь Иисус — Спаситель от греха, а грех ведёт в ад. Надеюсь, вы поняли, о чём я.

Спрашивает
Аноним
"Бог говорит: кто не придёт ко Мне, тот в ад (ну, я своими словами). Только с Богом — жизнь вечная в радости, а жизнь вечная в аду будет только со страданиями". С этим я не согласен, и Библия тоже. Вечная жизнь возможна только с Богом, а без Него — смерть. В аду нет вечной жизни. Об этом можно говор... Читать далее
3
Мир Вам, брат Андрей! Невозможно заставить себя любить ни Бога, ни кого либо еще. Любовь невозможно произвести силой, но можно развить. Мысль о любви к Богу проходит красной нитью через всю Библию, наравне с мыслью о любви Бога к человеку. Это неразрывно связанные истины. Спасение, как известно ... Читать далее
2
Приветствую Вас, Брат Андрей! Вы - не девственник! Я утверждаю это не в том смысле, что Вы уже имели хотя бы одну половую связь с кем-то. Я этого не знаю, и утверждать не имею права. Но по Вашим вопросам, по Вашей обеспокоенности тем, что Вы не сможете воздерживаться, я уже вижу, что по своей прир... Читать далее
2
Отвечает
Виталий Колесник
Является ли мат грехом?

И почему всегда говорят, что возле церкви мата употреблять нельзя? А ведь они, эти маты, придуманы гораздо позже Воскрешения Иисуса. Да и маты говорят и для хорошей цели, описывая радость, счастье. Объясните.

Спрашивает
Дмитрий
Здравствуйте, Дмитрий! В нашем греховном мире мы уже как-то привыкли, что добро и зло идут параллельно. Мы то немного злые, то немного добрые. При том сейчас считается, что у каждого может быть свое мнение, и что каждый может поступать как хочет, и что каждый прав по своему. Представьте, например, ... Читать далее
2
Отвечает
Виталий Колесник
Что важней Богу: наш характер или наши дела? И в чем разница?

Здравствуйте! Если мы стремимся быть с Богом, то разве Он не должен менять наш характер в процессе этого стремления? Вопрос возник после прочтения одного ответов, где Александра Ланц пишет, что именно характер, а не дела человека определяет то, насколько по-Божьи он живет. Я думал что когда мы посвящаем себя Господу, то Он помогает изменить нашу жизнь в лучшую сторону, а так выходит, что можно любить людей, Бога, и дальше продолжать грешить.

Спрашивает
Андрей
Здравствуйте, Андрей! Прежде всего, еще раз внимательно перечитайте статью Александры Ланц, на которую Вы ссылаетесь, ведь она не писала о том, что можно любить людей, Бога, и дальше продолжать грешить. И она не писала, что Бог не улучшает наш характер в результате общения с Ним. Просто характер (... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Какие грехи к смерти, а какие нет?

1 Иоанна 5:16-17. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.

Спрашивает
Аноним
Прежде чем ответить на ваш вопрос, я хотел бы обратить ваше внимание на одно конкретное слово в тексте из 1 Иоанна 5:16-17, на которое вы, возможно, не обратили внимания, потому что даже не подозревали о существовании здесь какой-то проблемы. В этом тексте говорится следующее: "Всякая неправда есть ... Читать далее
2