Отвечает
Василий Юнак
Какие грехи к смерти, а какие нет?

1 Иоанна 5:16-17. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.

Спрашивает
Аноним

Прежде чем ответить на ваш вопрос, я хотел бы обратить ваше внимание на одно конкретное слово в тексте из 1 Иоанна 5:16-17, на которое вы, возможно, не обратили внимания, потому что даже не подозревали о существовании здесь какой-то проблемы. В этом тексте говорится следующее: "Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти". В русском языке слово "неправда" часто воспринимается как синоним "лжи" или "обмана", то есть чего-то, что не соответствует истине. Однако в русском синодальном переводе Библии слово "правда" обычно переводится как "праведность", что и следует понимать как первоначальное значение этого слова в тексте.

Поэтому важно понять, что такое праведность. Праведность — это правильное отношение перед Богом, когда мы считаемся праведными, находясь в противоположности состоянию "греховности". Когда Бог прощает нас за наши грехи, когда наши грехи исповеданы и прощены, тогда мы находимся в состоянии праведности. В свою очередь, состояние неисповеданных и непрощенных грехов представляет собой состояние неправедности.

Но почему же неправедность не считается грехом к смерти? Потому что она может быть исправлена через покаяние. Давайте теперь рассмотрим разницу между грехами к смерти и не к смерти. Как определить, какой грех ведет к смерти, а какой нет? Все дело в покаянии: любой грех, который не исповедан и не оставлен человеком, в конечном итоге может погубить его, ведь на Страшном Суде такие грехи будут свидетельствовать против него. Нераскаянные и неисповеданные грехи в конечном итоге приведут к смерти.

Тем не менее, апостол Иоанн наставляет людей:если кто-то совершает грех, который не ведет к смерти, пусть молится — и Бог даст прощение. В молитве человек должен просить о покаянии, исповедовать этот грех, и Господь его простит. А что делать с грехом, который ведет к смерти? Христос сказал, что простится всякий грех человеку, кроме хулы на Духа Святого (Мф. 22:31-32). Таким образом, любой другой грех может быть прощен, если человек исповедует его, отказывается от него и представляет его Богу в молитве.

Здесь может возникнуть вопрос: что такое хула на Святого Духа? Святой Дух — это божественное присутствие в нашей жизни, которое ведет нас к покаянию. Вот в чем заключается деятельность Святого Духа — привести нас к искреннему раскаянию. Когда человек сопротивляется Святому Духу, игнорирует Его голос, который обличает его через совесть, это и есть хула на Святого Духа. С течением времени голос совести может стихнуть, и не останется никого, кто мог бы убедить человека в необходимости покаяться, исповедать свои грехи перед Господом и отказаться от них.

А если никто не сможет убедить человека в необходимости покаяния, то, естественно, он не покаится, и его грех останется неисповеданным. Апостол Павел говорит:

Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
Евр. 10:26

Что же значит "произвольно грешим"? Существуют грехи непроизвольные, совершаемые не по намерению человека, неосознанно. Но есть и грехи умышленные, когда человек заранее задумывает, планирует и совершает их. В таких случаях обычно не следует раскаяние, ведь это грехи, совершенные с предумыслом.

Спустя какое-то время, возможно, Господь каким-то образом приведет этого человека к осознанию своего сопротивления Богу, и человек захочет покаяться за то, что ранее открыто противился Ему. Если это случится, это будет замечательно. Однако в те моменты, когда человек умышленно согрешает и сознательно пренебрегает предостережениями от греха, как говорит апостол Павел, получив познание истины, тут другая ситуация. Есть люди, которые не осознают, что их действия являются греховными. В книге Левит в четвертой главе о жертвах за грехи говорится, что когда человек узнает о своем грехе, он должен принести жертву. До момента осознания Господь не вменяет это в вину. Многие могут совершать грехи, не понимая их сущности, не зная, что это плохо. Иногда мы можем нанести вред, не осознавая этого. Например, мы ушли, а за нами что-то разрушилось, и мы этого даже не видели. Мы не несем ответственности до того момента, пока не узнаем о своем проступке. Как только мы станем осведомленными, нам следует стремиться это исправить.

Возвращаясь к ветхозаветным законам Моисея, мы видим, что законы того времени включали не только указания о том, что делать нельзя, но и инструкции о том, как наказывать нарушителей. Существовали законы, которые предписывали определенные наказания за определенные проступки: если кто-то украл, ему следовало вернуть украденное и добавить к этому еще четверть; если кого-то умышленно обидел — возместить вдвое и так далее. Все сделано — и человек может жить дальше. Но были грехи, за которые предписывалось смертное наказание.

Мы уже видим некоторые моменты, которые разделяют грехи на те, что ведут к смерти, и те, что не ведут. Грех к смерти — это тот, в котором человек не раскаивается, который он умышленно планирует и совершает, игнорируя все предостережения, свой голос совести и окружающих людей, а также прямые призывы Господа остановиться. Грехи не к смерти можно исправить: за них можно принести жертву, раскаяться или возместить ущерб. Вот такое различие между этими двумя категориями грехов.

Благословений!

2
Похожие вопросы
Отвечает
Александра Ланц
Я христианка, живу с мусульманином. У нас скоро родится ребенок. Какой веры ему быть?

Живу в гражданском браке с масульманином, у нас через месяц родиться ребенок. Перед нами встал серьезный вопрос, какой веры будет наш сын. Мы уважаем веры друг друга, и не пытаемся переманить или заставить кого-то из нас поменять религию. Но в то же время нас очень заботит будущее нашего малыша, что нам делать и как быть? Любое наше решение может повлиять на жизнь и судьбу ребенка. Что делать?

Спрашивает
Валентина
Здравствовать вам в Господе Иисусе Христе! Если вы живёте в гражданском браке, то Вы должны знать, что Христос никогда не оправдывал прелюбодеяние, как бы люди эти ни называли: совместная жизнь, гражданский брак и пр. Но напротив, наказание за такой грех:На жизнь и судьбу вашего ребёнка уже влияет то, что вы живёте во грехе и даже не понимаете этого. ... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Библия и Мел Гибсон с его фильмами Страсти Христовы и Апокалипто?

Здравствуйте Братья! У меня к Вам следующий вопрос. Как Вы относитесь к творчеству Мела Гибсона, а именно к его фильмам Страсти Христовы и Апокалипто? В Википедии я прочитал, что  по поводу Страстей Христовых он заявил в интервью журналу New Yorker: Мне бывают знаки. Точнее, знамения. Они столь же понятны, как сигналы светофора. При встрече с католиками режиссер уточнил, что фильм снимал через его посредство Святой Дух, а он лишь направлял его движение. Также на этом сайте есть утверждения, что в фильме есть некоторые несовпадения с каноническими Евангелиями. Можно ли верить заявлению Мела Гибсона и можно ли считать фильм Страсти Христовы богодухновенным? Являются ли несовпадения с Евангелиями в фильме существенными?

Спрашивает
Евгений
Приветствую Вас, Брат Евгений! Заявления отдельного человека о том, что им руководит Господь или Святой Дух не могут быть основанием для того, чтобы принять это за истину. Помните слова Христа: Я смотрел фильм "Страсти Христовы" и не нашел его правдивым. Да, он впечатляет. Но врядли это путь ко спасению. Назвать этот фильм богодухновенным? Это было бы кощунственно. Я не нашел в Библии того духа, которым охвачен этот фильм - там кровь хлещет повсюду даже сверх меры. Столько крови, сколько н... Читать далее
1
Приветствую Вас, Брат Андрей! Причина, скорее всего, в том, что Вы не то ищете. Из Вашего вопроса следует, что Вы ищете ту религию, которая Вам понравилась бы потому, что она соответствует Вашим желаниям и пристрастиям. Однако что такое религия? Религия - это признание высшей власти Бога над челове... Читать далее
2
Отвечает
Александр Дулгер
Говорят, что христианин должен стремиться походить на Бога. А что если мне этот образ не нравится?

Вот не могу я быть идеалистом. Мне нравиться цинизм, скептицизм, егоцентризм, реализм, и как бы я не старался избавиться от этих чувств, в итоге я понимаю что только сам себя обманываю.

Спрашивает
Виталий
Мир Вам, Виталий! А Вам не нужно себя обманывать. У Вас только один выход - ждать пока Вам не надоест и не опротивеет быть циником, скептиком, эгоистом, реалистом, итп. Пока это не начнет Вас утомлять. Пока Вы не заметите, что это огорчает близких Вам людей и разрушает Ваши с ними отношения. Только... Читать далее
4
Отвечает
Василий Юнак
Человек приходит к Богу из-за страха не попасть в ад?

Бог говорит: кто не придёт ко Мне, тот в ад (ну, я своими словами). Только с Богом — жизнь вечная в радости, а жизнь вечная в аду будет только со страданиями. Человек приходит к Богу из-за страха не попасть в ад? И зачем Богу "подкупать" человека? Значит, у человека потребительское отношение к Богу? А если бы было 3 варианта: Царство, ад и Бог, пошёл бы человек просто к Богу ни из-за чего? Не движет ли человеком страх перед адом, когда он обращается к Богу? Ведь Иисус — Спаситель от греха, а грех ведёт в ад. Надеюсь, вы поняли, о чём я.

Спрашивает
Аноним
"Бог говорит: кто не придёт ко Мне, тот в ад (ну, я своими словами). Только с Богом — жизнь вечная в радости, а жизнь вечная в аду будет только со страданиями". С этим я не согласен, и Библия тоже. Вечная жизнь возможна только с Богом, а без Него — смерть. В аду нет вечной жизни. Об этом можно говор... Читать далее
3
Мир Вам, брат Андрей! Невозможно заставить себя любить ни Бога, ни кого либо еще. Любовь невозможно произвести силой, но можно развить. Мысль о любви к Богу проходит красной нитью через всю Библию, наравне с мыслью о любви Бога к человеку. Это неразрывно связанные истины. Спасение, как известно ... Читать далее
2
Приветствую Вас, Брат Андрей! Вы - не девственник! Я утверждаю это не в том смысле, что Вы уже имели хотя бы одну половую связь с кем-то. Я этого не знаю, и утверждать не имею права. Но по Вашим вопросам, по Вашей обеспокоенности тем, что Вы не сможете воздерживаться, я уже вижу, что по своей прир... Читать далее
2
Отвечает
Виталий Колесник
Является ли мат грехом?

И почему всегда говорят, что возле церкви мата употреблять нельзя? А ведь они, эти маты, придуманы гораздо позже Воскрешения Иисуса. Да и маты говорят и для хорошей цели, описывая радость, счастье. Объясните.

Спрашивает
Дмитрий
Здравствуйте, Дмитрий! В нашем греховном мире мы уже как-то привыкли, что добро и зло идут параллельно. Мы то немного злые, то немного добрые. При том сейчас считается, что у каждого может быть свое мнение, и что каждый может поступать как хочет, и что каждый прав по своему. Представьте, например, ... Читать далее
2
Отвечает
Виталий Колесник
Что важней Богу: наш характер или наши дела? И в чем разница?

Здравствуйте! Если мы стремимся быть с Богом, то разве Он не должен менять наш характер в процессе этого стремления? Вопрос возник после прочтения одного ответов, где Александра Ланц пишет, что именно характер, а не дела человека определяет то, насколько по-Божьи он живет. Я думал что когда мы посвящаем себя Господу, то Он помогает изменить нашу жизнь в лучшую сторону, а так выходит, что можно любить людей, Бога, и дальше продолжать грешить.

Спрашивает
Андрей
Здравствуйте, Андрей! Прежде всего, еще раз внимательно перечитайте статью Александры Ланц, на которую Вы ссылаетесь, ведь она не писала о том, что можно любить людей, Бога, и дальше продолжать грешить. И она не писала, что Бог не улучшает наш характер в результате общения с Ним. Просто характер (... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Может ли сегодня проповедь, современная книга или гимн быть такими же богодухновенными, как Библия?

Может ли сегодня иметь такой же авторитет, как Библия, произнесённая христианином  проповедь, написанная им книга или гимн? Речь идёт не о добавлении к канону, а о богодухновенности или даре пророчества, подобного апостольскому 1Кор.2:12,13.

Спрашивает
Алексей
Приветствую Вас, Брат Алексей! В Вашем вопросе Вы устанавливаете конкретные рамки: "такой же авторитет, как Библия". На это может быть абсолютно однозначный ответ: "НЕТ!" Библия - это эталон, это третейский судья, это непогрешимое Слово Бога, это то Слово, в котором мы можем быть непреклонно увере... Читать далее
2