Отвечает: Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Андрей!Давайте обратим внимание на два текста из Библии, один из которых - это часть заповеди о субботе, а другой - часть пророческого истолкования заповеди о субботе:
"Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела..." (Исх 20:8-10).
"Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это" (Ис 58:13,14).
Обратите внимание на два момента: (1) заповедь требует посвятить этот день Господу и (2) толкование заповеди не позволяет исполнения прихоти и пустословия. Что это означает?
Представьте себе, что я пришел к Вам в гости, а Вы в это время оставили меня одного и пошли играть в футбол. Будет ли это временем, проведенным со мной? Или же, если я пришел обсудить с Вами важное дело, а Вы в это время начали рассказывать мне анекдоты и шутки - будет ли это почтение моего визита к Вам? Полагаю, что Вы ответите отрицательно. Точно так же и с Господом: посвятить день Господу для общения с Ним исключает те дела, которые не вовлекают в действие Самого Господа. Представьте себе Иисуса, играющего с Вами в пейнтбол в субботу, или гоняющего мяч, или обсуждающего новый сотовый телефон, или просто рассказывающего веселый анекдот. Получилось?
В субботу позволительны те дела,которые настраивают нас на общение с Богом, а не отвлекают от этого. Что такое общение с Богом? Это размышление о том, каков Бог, какое Его характер, что Он сделал для нашего спасения и как мы можем получить вечную жизнь. В этом вся сущность нашей земной жизни: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин 17:3).
Господь не против невинного веселья и развлечений. Он создал нас желающими радости. И в этом нет ничего плохого, если это веселье имеет свою разумную меру и время, если оно не пустое, но имеет определенный назидательный (то есть, конструктивный) смысл - если от него имеется польза. Однако таких дел отведены шесть дней. А когда Господь приглашает на с к Себе для общения, то мы откладываем все свое, и занимаемся только тем, что приближает нас к Богу, а не вытесняет Бога из нашего круга.
Кстати, немного о спорте и в частности о пейнтболе: я не знал, что пейнтбол является спортом. Каков соревновательный смысл пейнтбола? кто больше заляпает другого? Обычно все спортивные состязания предполагают достижение превосходства над соперником в определенном показателе. Потому мы различаем спорт (состязания) и физкультуру (поддержание физического уровня). Физкультура - это конструктивное (назидательное) занятие, потому что оно имеет цель укрепить и поддерживать в норме здоровье, силы, способности человека. Что же касается спорта, то его назначение скорее отрицательное - удовлетворение эгоистических амбиций, стремление к превосходству, разрушение здоровья через постоянные чрезмерные нагрузки и химические стимуляторы (допинги, даже разрешенные), потворство нездоровому азарту болельщиков и зрителей, большой бизнес, в котором заработки не соответствуют вложениям. Именно поэтому мы считаем, что христиане вообще не должны заниматься спортом, и не только в субботу.
Вернемся к пейнтболу. Вероятно его можно приравнять к игре в мяч, плаванию или прочим невинным забавам. Однако в отличие от многих других естественных развлечений, здесь есть нечто неестественное: игра в снежки, например, имеет нечто общее с пейнтболом, однако если после растаявшего снега достаточно всего лишь просушить одежду - а иногда это довольно хлопотное занятие, совершенно не подходящее для субботнего дня, то пеинтболл предполагает куда больше дел по устранению беспорядков, созданных этим развлечением. Требуется значительная уборка места игры, одежды и принятие хорошего душа после игры. Могут ли такие действия считаться уместными в субботу? Да и имеют ли они смысл для других дней? Я бы сказал, что между пейнтболом и снежками такая же разница, как между химической газировкой и фруктовым соком: с виду они одинаково доставляют удовольствие, однако одно - натуральное, а другое - нет; одно приносит почти стопроцентную пользу, а другое несет почти стопроцентное зло (я не говорю о бесполезности, я говорю именно о вреде, которого мы уже привычно не замечаем). Я не стал бы фанатично утверждать, что христианин вообще не должен увлекаться пейнтболом. Но точно так же, как было бы весьма неприлично видеть, скажем, президента страны, играющим в пейнтбол, так же и христианину непристойно заниматься этим делом. Статус христианина куда выше статуса президента страны: "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет 2:9).
Благословений!
Василий Юнак
Мы имеем свидетельства, что верующие Нового Завета собирались по воскресеньям. По крайней мере в странах языческих. 1 Кор.16:1-2 - здесь Павел выделил первый день недели, воскресенье, не потому ли, что в этот день верующие собирались вместе. Он просил, чтобы они собирали приношения в этот день. Еще Деян. 20:7 - ученики собрались для Вечери Господней. Они собрались не потому что Павел пришел к ним в этот день. Из предыдущего стиха видно, что он находился там 7 дней, но в субботу они почему-то не собрались, а собрались в воскресенье.
А вот что говорит нам история. Юстин Мученик, который жил около 100-150 гг. писал: "Воскресенье - это день в который мы проводили свои общие собрания". ("Анти-никейские Отцы", т.1, с.186). Это не единственное свидетельство. Историк Шафф пишет: "Всеобщее и неопровержимое соблюдение воскресенья во втором веке можно объяснить только тем фактом, что оно имело корни в апостольской практике".
Если Христиане первого и второго века собирались по воскресеньям, то почему сегодня мы не можем этого делать?
Влияет ли соблюдение или несоблюдение субботы грехом к смерти? Или скажем иначе: те, кто не соблюдают субботу-попадут в ад, даже если принимают Иисуса как своего Спасителя, но отдыхают и ходят в церковь в воскресение? Один знакомый адвентист в нашей полемике так заявил:
Если Бог не касается вашего окаменелого сердца через Свое Слово, где четко написано черным по белому Помни день субботний....- то грешите Андрей, и готовьтесь навечно погибнуть в озере огненном! Итак, спасение и суббота...
Какой толк от соблюдения субботы? Я понимаю пользу от всех остальных заповедей. Но какой толк будет от того, что я буду соблюдать субботу? И вообще субботу невозможно соблюдать, всё равно какую-нибудь мелкую работу да сделаешь.
Что бы ты хотел поменять в ходе и организации служения общине, которую посещаешь? (Имею в виду утреннее субботнее служение).
Как насчет празднования воскресенья, как дня, в который воскрес Христос? Он же воскрес «как прошла суббота... дня первого в неделе». И празднование не только на Пасху, но еженедельно, каждый день, вспоминая подвиг Иисуса. И, как бы то ни было, я считаю, посвящать себя Богу должны каждый день: в молитве, посте, пении; служение тоже проводится не только по воскресеньям или субботам, а бывает и такое, что просто нет возможности попасть на собрание в выходной, какой бы то ни было, по разным причинам. Поэтому сопутствующий вопрос: стоит ли относиться так категорически к этому?
А кем, в понимании адвентистов, являются верующие из других протестантских конфессий? Которые во многом на вас похожи, но в основном отделяют для Господа воскресенье, а не субботу? Как по-вашему это имеет значение? Я знаю 10 заповедей, но насколько я понимаю, и адвентисты сегодня не «святят» субботу так, как говорит Старый Завет (не выполнять никакой работы, не проходит больше определенной расстояния, не готовит кушать, не покупать товары). Или святят?
Никому не позволяйте придумывать для вас законы и правила о том, что есть вам или пить или каких праздников соблюдать: празднование Новолуния или субботы. В прошлом, эти вещи были лишь тенью, признаком грядущего, но новое учение приходит со Христом. Кол. 2:16-17.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек, потому что субботы не держит. А другие говорили: как же такие чудеса может грешный человек творить? И несогласие между ними было Ин. 9:16 Итак, Новый Завет отменяет некоторые положения Ветхого? В частности, субботу?