Отвечает: Александра Ланц
Мир вам, Наталья!Книга пророка Исайи обращена к народу, который так отступил от Бога, что Господу стало невыносимо даже их появление в пределах Храма. «народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!» (Ис.1) - так называет Бог Свой народ через пророка, утверждая, что Он пресыщен их жертвоприношениями и праздниками, которые народ совершает руками, полными беззакония, с сердцами, которые ищут не Бога, а своей выгоды.
Вот красная нить всех упрёков Господа в адрес Своего народа: «...этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих...» (Ис.29:13)
Именно этим ключом открываются тексты, о которых вы спрашиваете:
«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей (*желаний) твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти (*желаниям) и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис.58:13-14)
Проблема была в том, что народ, хотя и делал всё, как предписывал Закон: жертвоприношения, праздники, посты, десятины, делал всё это по букве Закона, не любя Законодателя, поэтому вместо исполнения Его воли, они исполняли свою, хотя вроде внешне всё делали правильно: шли в синагогу, читали Писание, пели гимны, молились... Если вы прочитаете тексты, которые предваряют слова о субботе, то увидите, что я имею ввиду. Хотя они говорят о посте, давайте всё же прочитаем этот отрывок, ставя ударение на слова, которые выделены жирным шрифтом:
Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других... Таков ли тот пост, который Я избрал... (Ис.58:1-5)
Видите? Человек может быть в полной уверенности, что соблюдает Закон Бога, что всё делает правильно, но если в основе его служения Богу лежат эгоистические побуждения, то он (она) не Богу служит, а себе. Зачем, спрашивает Господь, вы входите в пост? Чтобы заставить Меня что-то сделать для вас, или чтобы стать ближе ко Мне?
И дальше Творец говорит, что и в субботу они входят не для того, чтобы иметь радость общения с Ним, не для того, чтобы учиться покоиться в Его руках, но по иным причинам. Со стороны кажется, что они ревностно соблюдают святость субботнего дня, но Бог, видя их сердца, говорит о том, что они в этот день продолжают жить по желаниям своего сердца. Им хочется казаться особенным, святым народом, им хочется тешить своё тщеславие тем, как точно и безукоризненно они соблюдают субботу: да, в этот день они не готовят еду, не зажигают свет, не носят нош, не уходят далеко от дома и ещё много чего с этим льстящим их сердцу «не». Но Господь говорит, что они при всём этом напряжении продолжают заниматься своими обычными делами, угождая своим желаниям! А всё потому, что хотя внешние действия людей в этот день показывают их преклонение перед Господином субботнего дня, их сердца продолжают жить по тем же правилам, по каким живут и в остальные дни недели: эгоизм, зависть, пустословие, самовозвышение... В субботний день они продолжают угождать своим прихотям (*желаниям), не пытаясь увидеть и исполнить желания Господина субботы.
И Бог предупреждает их о том, что наследие Иакова они смогут вкусить только в том случае, если их сердца будут прыгать или таять от радости при наступлении субботнего дня. Ведь только в этом случае они смогут исполнять не свою волю, а волю Возлюбленного, на встречу которому спешат.
Поэтому на ваш вопрос "что в связи с этим текстом нельзя делать в субботу?" ответ прост: нельзя не любить Господина субботнего дня.
С уважением,
Саша.
Мы имеем свидетельства, что верующие Нового Завета собирались по воскресеньям. По крайней мере в странах языческих. 1 Кор.16:1-2 - здесь Павел выделил первый день недели, воскресенье, не потому ли, что в этот день верующие собирались вместе. Он просил, чтобы они собирали приношения в этот день. Еще Деян. 20:7 - ученики собрались для Вечери Господней. Они собрались не потому что Павел пришел к ним в этот день. Из предыдущего стиха видно, что он находился там 7 дней, но в субботу они почему-то не собрались, а собрались в воскресенье.
А вот что говорит нам история. Юстин Мученик, который жил около 100-150 гг. писал: "Воскресенье - это день в который мы проводили свои общие собрания". ("Анти-никейские Отцы", т.1, с.186). Это не единственное свидетельство. Историк Шафф пишет: "Всеобщее и неопровержимое соблюдение воскресенья во втором веке можно объяснить только тем фактом, что оно имело корни в апостольской практике".
Если Христиане первого и второго века собирались по воскресеньям, то почему сегодня мы не можем этого делать?
Влияет ли соблюдение или несоблюдение субботы грехом к смерти? Или скажем иначе: те, кто не соблюдают субботу-попадут в ад, даже если принимают Иисуса как своего Спасителя, но отдыхают и ходят в церковь в воскресение? Один знакомый адвентист в нашей полемике так заявил:
Если Бог не касается вашего окаменелого сердца через Свое Слово, где четко написано черным по белому Помни день субботний....- то грешите Андрей, и готовьтесь навечно погибнуть в озере огненном! Итак, спасение и суббота...
Какой толк от соблюдения субботы? Я понимаю пользу от всех остальных заповедей. Но какой толк будет от того, что я буду соблюдать субботу? И вообще субботу невозможно соблюдать, всё равно какую-нибудь мелкую работу да сделаешь.
Что бы ты хотел поменять в ходе и организации служения общине, которую посещаешь? (Имею в виду утреннее субботнее служение).
Как насчет празднования воскресенья, как дня, в который воскрес Христос? Он же воскрес «как прошла суббота... дня первого в неделе». И празднование не только на Пасху, но еженедельно, каждый день, вспоминая подвиг Иисуса. И, как бы то ни было, я считаю, посвящать себя Богу должны каждый день: в молитве, посте, пении; служение тоже проводится не только по воскресеньям или субботам, а бывает и такое, что просто нет возможности попасть на собрание в выходной, какой бы то ни было, по разным причинам. Поэтому сопутствующий вопрос: стоит ли относиться так категорически к этому?
А кем, в понимании адвентистов, являются верующие из других протестантских конфессий? Которые во многом на вас похожи, но в основном отделяют для Господа воскресенье, а не субботу? Как по-вашему это имеет значение? Я знаю 10 заповедей, но насколько я понимаю, и адвентисты сегодня не «святят» субботу так, как говорит Старый Завет (не выполнять никакой работы, не проходит больше определенной расстояния, не готовит кушать, не покупать товары). Или святят?
Никому не позволяйте придумывать для вас законы и правила о том, что есть вам или пить или каких праздников соблюдать: празднование Новолуния или субботы. В прошлом, эти вещи были лишь тенью, признаком грядущего, но новое учение приходит со Христом. Кол. 2:16-17.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек, потому что субботы не держит. А другие говорили: как же такие чудеса может грешный человек творить? И несогласие между ними было Ин. 9:16 Итак, Новый Завет отменяет некоторые положения Ветхого? В частности, субботу?