Отвечает: Александра Ланц
Хочу предложить вам размышления одной из моих сестёр во Христе, Александры Обревко:
...сегодня я читала в 24 главе Евангелия от Матфея повествование о том, как к Иисусу подошли ученики, чтобы показать здания Храма:
«И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ…» (Mатф.24:1-4 RST)
Читая рассказ Иисуса, я остановилась на 20 стихе: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Возможно, в другой день я стала бы читать дальше, но сегодня что-то задержало мое внимание на этом стихе, и я прочла его еще раз. И вдруг поняла, насколько удивительна и важна эта фраза Иисуса! Я хочу поделиться с вами тем, что поможет взглянуть по-новому на отношение Самого Иисуса к субботе. Все, что говорил или делал Иисус, и все что вошло в книги Нового Завета, имеет глубочайший смысл и важность для каждого верующего человека. Ведь читая их, мы учимся следовать за Богом, любить Его и людей.
24 глава содержит величайшие пророчества о признаках «пришествия и кончины века», и часто христиане любят цитировать один из них: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матф.24:14 RST)… Можно представить, что чувствовали ученики Христа, первые глашатаи Царства Мессии, слушая Его рассказ о будущих событиях! Тем более, они были наедине (особо – еще одно значение этого слова) с Ним, и, затаив дыхание, внимали словам Учителя. Всем известно, что этот рассказ Иисуса включает себя пророчества как о разрушении Храма, так и о втором пришествии. И они настолько переплетены, что нам трудно их разделить: трагедия жителей Иудеи перед разрушением их святыни в 70 году первого века н. э. станет лишь тенью того, что ждет мир перед вторым пришествием Христа. Учитывая эту двойственность пророчества, мы будем исследовать 20 текст: «чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу».
Итак, Иисус предупреждает своих ближайших друзей — первых христиан, что их ждет бегство. Господь в любящей заботе советует: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего…» (Матф.24:15-17 RST). Уместно заметить, что, согласно свидетельствам Иосифа Флавия и Евсевия Кесарийского, христиане, помнившие слова Иисуса и послушавшие Его предостережения, видя, что пророчества исполняются на их глазах, успели покинуть Иерусалим, не пострадав при его разрушении римскими войсками!
19 текст показывает, с какой печалью Иисус говорит о судьбе женщин: «Горе же (или: возглас скорби «увы!») беременным и питающим сосцами в те дни!». Но удивительно, зачем Он призывает Своих последователей молиться, чтобы это бегство не случилось «зимою или в субботу»? Греческое слово, переведенное как «зима», имеет также значение «буря, ненастье». Известно, что зимой в Израиле часто бывает непогода, идут затяжные дожди, и дороги становятся непроходимыми, поэтому бегство может затрудниться. Еще недавно, в декабре 2012 года мы видели, как зимние ливни в Израиле привели к паводкам и наводнениям, повредившим дороги и парализовавшим движение в центре страны.
Следующее, о чем говорит Иисус: «или в субботу». Здесь я хочу попросить Вашего особого внимания. Иисус, все также заботясь об учениках, говорит, что еще одним переживанием при бегстве может стать то, что оно случится в субботу. Но как это может относиться к тем христианам, которые в 70 году или «в конце мира» будут вынуждены бежать «в горы»? Какая может возникнуть проблема с бегством в этот день? Ведь, согласно мнению большинства христиан, лишь иудеям следует оставаться в покое в субботу: «суббота – для иудеев, воскресенье – для христиан». Иисус, воскреснув в первый день недели, по их убеждению, навсегда сделал его «Своим днем», отменив субботний покой.
Но о чем хочет сказать Сам Иисус? Что говорит нам эта короткая, и часто пренебрегаемая, фраза в масштабном пророческом полотне?
Во-первых, Иисус остался с учениками наедине, в отсутствии представителей традиционного иудаизма. С Ним в этот момент находились те, кто должен был нести благую весть об искуплении «по всей вселенной», — первые христиане. Следовательно, предупреждение о предстоящих событиях — «бегство ваше» — касается в первую очередь их и других христиан грядущих времен.
Во-вторых, пророчество говорит как о 70-м году н.э., так и о времени «конца мира».
В-третьих, Иисус выражает личную заботу и предупреждает учеников о возможном времени года и дне недели, в которое может случиться бегство.
Из этого можно сделать бесспорный логический вывод. Иисус понимает, что для Его любимых детей будет трудно «бежать в горы» в непогоду, будь то зимнее бездорожье или летний хамсин – пыльная буря. Он считает, что суббота будет все так же важна для христиан как первого, так и «последнего» века. Он переживает о том, что святость, радость и покой субботы, ставшей венцом Его творения, могут быть омрачены. Иисус понимает, что бегство будет связано с болью, страхом, переживанием, суетой, и все это является прямой противоположностью Его замысла о святом дне радости, исцеления и покоя.
Итак, Иисус, предостерегая Своих учеников, определенно знал, что они будут продолжать святить субботу на протяжении всей истории земли, вплоть до Второго пришествия, следуя примеру их Господа. Если бы факт Его воскресения в первый день недели стал причиной отмены субботнего покоя, то слова предостережения в Матфея 28:20 были бы бессмысленны. Неужели Иисус, пророчествуя об отдаленном для них времени конца мира, не упомянул бы о том, что суббота потеряет свой смысл через несколько дней?
Пророк Исаия, не раз возвещавший в свой книге и о первом, и о втором пришествии Мессии, будучи вдохновлен Всевышним, говорит о непреложности святости субботнего дня не только на земле, но и в вечности: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить,- то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис.58:13-14 RST) и «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис.66:22-23 RST).
Иоанн, бывший в тот день с Иисусом на горе Елеонской, остался единственным учеником, пережившим других апостолов. Он увидел точное исполнение пророческих слов Иисуса, став свидетелем и разрушения Храма, и удостоившись принять откровение своего Господа о предстоящей истории земли и Его втором пришествии. В конце первого века Иоанн записал в книге пророческие слова Иисуса, завершающие Священное Писание: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14 RST).
Суббота, одна из непреходящих заповедей Божьих, всегда была и будет особенным знаком и благословением Его любящих детей. Дающая блаженство покоя хранящим ее в этом мире, она обещает великое блаженство всю вечность быть с Тем, Кто «грядет скоро». Так почему бы нам не довериться Творцу и Искупителю, приняв великий дар Его любви и блаженства, и в ответ на него быть послушными Его воле во всем, в том числе и в верности в исполнении заповеди о святом субботнем дне?Александра Обревко
С уважением,
Саша
Мы имеем свидетельства, что верующие Нового Завета собирались по воскресеньям. По крайней мере в странах языческих. 1 Кор.16:1-2 - здесь Павел выделил первый день недели, воскресенье, не потому ли, что в этот день верующие собирались вместе. Он просил, чтобы они собирали приношения в этот день. Еще Деян. 20:7 - ученики собрались для Вечери Господней. Они собрались не потому что Павел пришел к ним в этот день. Из предыдущего стиха видно, что он находился там 7 дней, но в субботу они почему-то не собрались, а собрались в воскресенье.
А вот что говорит нам история. Юстин Мученик, который жил около 100-150 гг. писал: "Воскресенье - это день в который мы проводили свои общие собрания". ("Анти-никейские Отцы", т.1, с.186). Это не единственное свидетельство. Историк Шафф пишет: "Всеобщее и неопровержимое соблюдение воскресенья во втором веке можно объяснить только тем фактом, что оно имело корни в апостольской практике".
Если Христиане первого и второго века собирались по воскресеньям, то почему сегодня мы не можем этого делать?
Влияет ли соблюдение или несоблюдение субботы грехом к смерти? Или скажем иначе: те, кто не соблюдают субботу-попадут в ад, даже если принимают Иисуса как своего Спасителя, но отдыхают и ходят в церковь в воскресение? Один знакомый адвентист в нашей полемике так заявил:
Если Бог не касается вашего окаменелого сердца через Свое Слово, где четко написано черным по белому Помни день субботний....- то грешите Андрей, и готовьтесь навечно погибнуть в озере огненном! Итак, спасение и суббота...
Какой толк от соблюдения субботы? Я понимаю пользу от всех остальных заповедей. Но какой толк будет от того, что я буду соблюдать субботу? И вообще субботу невозможно соблюдать, всё равно какую-нибудь мелкую работу да сделаешь.
Что бы ты хотел поменять в ходе и организации служения общине, которую посещаешь? (Имею в виду утреннее субботнее служение).
Как насчет празднования воскресенья, как дня, в который воскрес Христос? Он же воскрес «как прошла суббота... дня первого в неделе». И празднование не только на Пасху, но еженедельно, каждый день, вспоминая подвиг Иисуса. И, как бы то ни было, я считаю, посвящать себя Богу должны каждый день: в молитве, посте, пении; служение тоже проводится не только по воскресеньям или субботам, а бывает и такое, что просто нет возможности попасть на собрание в выходной, какой бы то ни было, по разным причинам. Поэтому сопутствующий вопрос: стоит ли относиться так категорически к этому?
А кем, в понимании адвентистов, являются верующие из других протестантских конфессий? Которые во многом на вас похожи, но в основном отделяют для Господа воскресенье, а не субботу? Как по-вашему это имеет значение? Я знаю 10 заповедей, но насколько я понимаю, и адвентисты сегодня не «святят» субботу так, как говорит Старый Завет (не выполнять никакой работы, не проходит больше определенной расстояния, не готовит кушать, не покупать товары). Или святят?
Никому не позволяйте придумывать для вас законы и правила о том, что есть вам или пить или каких праздников соблюдать: празднование Новолуния или субботы. В прошлом, эти вещи были лишь тенью, признаком грядущего, но новое учение приходит со Христом. Кол. 2:16-17.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек, потому что субботы не держит. А другие говорили: как же такие чудеса может грешный человек творить? И несогласие между ними было Ин. 9:16 Итак, Новый Завет отменяет некоторые положения Ветхого? В частности, субботу?