Отвечает
Василий Юнак
Несколько вопросов по поводу субботы.

Прочитав Ваш ответ по поводу субботы я хочу задать Вам несколько вопросов. Какое понятие вы вкладываете в выражение "соблюдать субботу" или "празднование субботы" (что Вы понимаете под этими выражениями)?
Как вы понимаете выражение "Господин субботы"?
По вашему мнению, что значит "нарушение субботы" (чего нельзя делать, а что можно)?

А также Альбина дополняет свой вопрос. Мне кажется, что мой вопрос относительно субботы и Ветхого завета не совсем понятный. Хочу немного прояснить. Я хочу начать изучать Ветхий завет, но не знаю с каким подходом: относиться к нему как к тому, что Христос упразднил (Наливают ли вино новое в меха старые, пришивают ли заплату новую к ветхой одежде....) или как к тому, что никогда не упразднялось, а значит "юридически законно" (если можно использовать такую формулировку). В заповеди сказано "Помни день субботний, чтобы святить его" Я прошу Вас разъяснить, что позволено, а что нет делать в субботу, где это записано (в Библии конечно), и кем это сказано.

Спрашивает
Павел

Приветствую Вас, Павел и Альбина!

Сразу после отправки ответа на вопрос Сестры Альбины о субботе я обнаружил, что одна часть вопроса осталась не отвеченной, а именно, вопрос включал не только Новозаветные, но и Ветхозаветные тексты. А это - еще целый ряд принципов. Позже я обнаружил среди пришедших вопросов дополнение, которое Сестра Альбина послала в догонку, но до которого очередь не успела дойти к тому времени, как я стал отвечать на ее вопрос. И, наконец, Брат Павел прислал свои вопросы сразу же после выхода моего ответа. Поэтому, позвольте мне объединить все эти вопросы, и я постараюсь кратко, насколько это возможно, ответить на них.

Во-первых, следует отметить, что суббота стоит вне Заветов Бога с человеком. Суббота не была одним из пунктов договора Бога с Авраамом или Моисеем, или кем-либо еще. Суббота была установлена еще в Едеме, сразу же после сотворения земли и человека, и дана Адаму как заповедь еще до того, как он согрешил:

2И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Быт. 2:2-3

При этом заметьте, что слово "освятил" имеет значение "отделил, поставил особо". Этот день был дан Адаму, и в его лице всему человечеству, для того, чтобы в этот день покоиться от всех трудов и общаться с Творцом. Именно это позже было записано в Божьим перстом в Законе 10 заповедей (Заметьте также, что 10 заповедей - это единственные слова в Библии, первоначально записанные Самим Богом без посредников). С этим перекликается и пророчество Исаии о том, что будет в вечности:

22Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
23Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.
Ис. 66:22-23

Так что Библия практически делает связь между творением безгрешного человека и восстановлением безгрешного творения на новой земле посредством субботы. Суббота была до грехопадения, суббота останется и после уничтожения греха и пересотворения земли. Следующий интересный момент, связанный с субботой, это тот факт, что суббота была известна народу Божьему еще до получения Закона 10 заповедей на Синае. Мы находим следующее повествование в Исход:

23И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра.
24И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем.
25И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле;
26шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в этот день.
27Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли.
28И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?
29смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день.
30И покоился народ в седьмой день.
Исх. 16:23-30

Это событие произошло за три месяца до того, как евреям были даны скрижали с заповедями, включающими заповедь о субботе (Исх. 19:1). Обратите внимание на слова, какими Господь выговаривал Моисея за то, что некоторые из народа не почтили субботу:

И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?
Исх. 16:28

Это свидетельствует о том, что закон о субботе передавался из поколения в поколение в устной форме, как и вся остальная священная история передавалась от Адама до Моисея, который начал записывать ее. Таким образом, мы можем знать, что суббота не является, по крайней мере, частью закона Моисеева, но является частью вечного закона Божьего. Она не имеет никакого отношения к Ветхому или Старому завету. Первый завет был заключен с Адамом только после грехопадения, когда Бог одел его в кожанные одежды, сделанные из невинного ягненка, ставшего с тех пор символом грядущего искупителя. Слова первого завета записаны в Быт. 3:15. Суббота была установлена гораздо раньше. И, конечно же, как я показал в прошлом ответе, в Новом Завете суббота не была, и не могла быть отменена. Это - вечное установление Божье для Его народа.

Что же можно делать в субботу, а что будет считаться нарушением и грехом? Первая, Едемская, заповедь говорит о том, что Бог почил от Своих дел. Это же сказано и в заповеди, записанной на Синае. В ней говорится: "не делай ни какого дела". Приведенный выше текст из до-Синайских опытов народа израильского, показывает, что в субботу нельзя готовить пищу. Мы только подогреваем пищу, приготовленную накануне. Пятница, или день перед субботой, у евреев назывался "днем приготовления", в который завершались все дела к наступлению субботы. Кстати, по Библии день начинается не с полуночи, а с захода солнца, то есть с вечера: "И был вечер, и было утро: день один" (Быт. 1:5)

это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу.
Лев. 23:32

Но все же, слова "не делай ни какого дела" не совсем определенны. Потому фарисеи и могли укорять Христа в нарушении субботы, потому в иудаизме и есть так много крайностей в соблюдении субботы. Но мы находим другое конкретное правило о субботе:

13Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, —
14то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
Ис. 58:13-14

Это очень ясное и конкретное определение. На основании него я могу сказать своими словами: Все, что мы могли бы сделать заранее, до субботы, или что можно оставить на следующий день, в субботу делать нельзя. Все, что служит моему заработку или является необязательным для моей жизни, в субботу делать нельзя. В субботу позволяется делать добро (Мф. 12:12), то есть оказывать неотложную помощь ближним, в субботу позволяется делать то, что связано с естественным жизненным циклом человека, то есть одеваться, заправлять постель, накрывать на стол и убирать со стола, и т.д. Конечно, можно спорить о некоторых тонкостях соблюдения субботы, как например, некоторые спорят о том, можно ли принимать душ или бриться в субботу. Но это уже те детали, которые некоторые называют фарисейством или фанатизмом, а другие представляют подлинным благочестием. Но мы должны помнить, что Библия нигде не проповедует аскетизм и не поощряет неряшество.

И последняя деталь - Христос "есть господин и субботы" (Мк. 2:28). Да, это говорит о том, что суббота принадлежит Господу. Именно это мы узнаем из Бытие 2:2,3 и из Исх. 20:8-11. Господь дал субботу для человека (Мк. 2:27) на благо. И в том, что человек имеет регулярный еженедельный отдых - это великое благо; в том, что человек имеет регулярное еженедельное свидание со своим Творцом - это великое благо. Суббота принадлежит Господу. Господь мог отменить субботу, но Он этого нигде не сделал. И сегодня суббота принадлежит Господу, а Он дает ее нам на благо - для отдыха от повседневных дел и для поклонения нашему Творцу и Спасителю. Когда я пишу эти строки, в нашей местности уже наступила суббота. Это - праздник для нас, святой день, день Господень. В этот день принято поздравлять друг друга. И я поздравляю вас: "С днем Субботним, дорогие в Господе!"

Благословений!

1
Похожие вопросы
Здравствуйте, Алеся. Ваш вопрос очень закономерен. Нигде в Библии вы не найдете о том что Богу нужно поклонятся в воскресенье. Везде только тексты о субботе. Таких текстов 145, где в разных ситуациях упоминается суббота. В большинстве этих текстов говорится о том, что субботу нужно чтить, святит... Читать далее
2
Отвечает
Василий Юнак
Суббота и воскресенье в первый век христианства.

Мы имеем свидетельства, что верующие Нового Завета собирались по воскресеньям. По крайней мере в странах языческих. 1 Кор.16:1-2 - здесь Павел выделил первый день недели, воскресенье, не потому ли, что в этот день верующие собирались вместе. Он просил, чтобы они собирали приношения в этот день. Еще Деян. 20:7 - ученики собрались для Вечери Господней. Они собрались не потому что Павел пришел к ним в этот день. Из предыдущего стиха видно, что он находился там 7 дней, но в субботу они почему-то не собрались, а собрались в воскресенье.

А вот что говорит нам история. Юстин Мученик, который жил около 100-150 гг. писал: "Воскресенье - это день в который мы проводили свои общие собрания". ("Анти-никейские Отцы", т.1, с.186). Это не единственное свидетельство. Историк Шафф пишет: "Всеобщее и неопровержимое соблюдение воскресенья во втором веке можно объяснить только тем фактом, что оно имело корни в апостольской практике".

Если Христиане первого и второго века собирались по воскресеньям, то почему сегодня мы не можем этого делать?

Спрашивает
Алексей
Брат Алексей, Вы несколько невнимательно читаете эти "свидетельства", и пропускаете свидетельства иного рода. Позвольте пояснить:Обратите внимание на слова "КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПУСТЬ ОТЛАГАЕТ У СЕБЯ". Где это у себя? В церкви? В общинской казне? А может быть все же у себя дома? Нет, здесь речь не идет о регулярных церковных пожертвованиях. Это особые пожертвования, которые каждый накапливал у себя дома для того, чтобы все это было ... Читать далее
1
Приветствую Вас, Брат Петр! Иисус Христос воскрес в первый день недели. И этого никто не отрицает. Потому в России этот день назван "воскресением" в память о воскресении Иисуса Христа. Однако Библия нигде не повелевает праздновать этот день, равно как нигде и не отменяет соблюдение субботы, данное ... Читать далее
1
Отвечает
Александр Дулгер
Влияет ли соблюдение субботы на спасение? Те, кто не соблюдают субботу, попадут в ад или нет?

Влияет ли соблюдение или несоблюдение субботы грехом к смерти? Или скажем иначе: те, кто не соблюдают субботу-попадут в ад, даже если принимают Иисуса как своего Спасителя, но отдыхают и ходят в церковь в воскресение? Один знакомый адвентист в нашей полемике так заявил:
Если Бог не касается вашего окаменелого сердца через Свое Слово, где четко написано черным по белому Помни день субботний....- то грешите Андрей, и готовьтесь навечно погибнуть в озере огненном! Итак, спасение и суббота...

Спрашивает
Андрей
Мир Вам, брат Андрей! Отвечу Вам вопросом на вопрос. А что будет с человеком, который принимает Иисуса как своего Спасителя, но продолжает воровать? А с тем, кто называет себя последователем Христа, но продолжает прелюбодействовать? Или лгать? Спасется ли он?Где нибудь в Библии написано, что 4-я заповедь менее значима, чем 7-ая или 8-ая?... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Какой толк от соблюдения четвертой заповеди о субботе?

Какой толк от соблюдения субботы? Я понимаю пользу от всех остальных заповедей. Но какой толк будет от того, что я буду соблюдать субботу? И вообще субботу невозможно соблюдать, всё равно какую-нибудь мелкую работу да сделаешь.

Спрашивает
Олег
Мир вам, Олег! От  соблюдения четвертой заповеди толк точно такой же, как от соблюдения остальных заповедей Вседержителя:К сожалению, многие люди, называющие себя христианами, но при этом выбрасывающие одну или даже все заповеди из Божьего Десятословия, приводят в свое оправдание именно то, что и вы сказали: "исполнить-то невозможно". Однако они не дают себе возможности задуматься о том, как при этом выглядит Законода... Читать далее
1
Доброго вам времени суток, Сона! Вот тексты, о которых вы спрашиваете:Если бы я была нечестным человеком, пытающимся подогнать Писание под свои взгляды, я могла бы на основе этих тестов предъявить претензии любому верующему, который чтит воскресный день, Рождество, Пасху, посты и пр. «А почему вы не слушаетесь Писания и собираетесь на торжественное всеобщее богослужен... Читать далее
1
Отвечает
Сергей Телемонов
Каким должно быть богослужение?

Что бы ты хотел поменять в ходе и организации служения общине, которую посещаешь? (Имею в виду утреннее субботнее служение).

Спрашивает
Татьяна
Будет не хорошо, если я буду писать это здесь, а не буду говорить прямо пастору. Поэтому скажу в общем, каким должно быть богослужение, по моему мнению. 🙂 🔹 В нем должна чувствоваться жизнь, ведь наш Бог жив. 🔹 Оно не должно быть однобоким, сухим и неинтересным, ведь наш Бог креативный. 🔹 Оно... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Нужно ли праздновать воскресенье, как день воскресения Христа?

Как насчет празднования воскресенья, как дня, в который воскрес Христос? Он же воскрес «как прошла суббота... дня первого в неделе». И празднование не только на Пасху, но еженедельно, каждый день, вспоминая подвиг Иисуса. И, как бы то ни было, я считаю, посвящать себя Богу должны каждый день: в молитве, посте, пении; служение тоже проводится не только по воскресеньям или субботам, а бывает и такое, что просто нет возможности попасть на собрание в выходной, какой бы то ни было, по разным причинам. Поэтому сопутствующий вопрос: стоит ли относиться так категорически к этому?

Спрашивает
Михаил
В вашем вопросе вижу определенные противоречия. Есть предложение праздновать воскресение Христа по воскресеньям, в то же время предложение праздновать ежедневно. Причем вспоминая подвиг Иисуса. ✝️ Я понимаю, что нельзя отделять смерть Иисуса от Его воскресения, но, по моему мнению, Свой подвиг Иису... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Нужно ли праздновать субботу так, как написано в Ветхом Завете?

А кем, в понимании адвентистов, являются верующие из других протестантских конфессий? Которые во многом на вас похожи, но в основном отделяют для Господа воскресенье, а не субботу? Как по-вашему это имеет значение? Я знаю 10 заповедей, но насколько я понимаю, и адвентисты сегодня не «святят» субботу так, как говорит Старый Завет (не выполнять никакой работы, не проходит больше определенной расстояния, не готовит кушать, не покупать товары). Или святят?

Спрашивает
Максим
1️⃣ У меня много друзей из других конфессий. Мы с ними отлично общаемся, уважаем друг друга, ходим в гости. Конечно, я не могу с ними согласиться по поводу толкования ими некоторых вопросов Библии, которые, на мой взгляд, Слово Божье говорит довольно незавуалированно, но это не влияет на мои отношен... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Отменяет ли Новый Завет субботу?

Никому не позволяйте придумывать для вас законы и правила о том, что есть вам или пить или каких праздников соблюдать: празднование Новолуния или субботы. В прошлом, эти вещи были лишь тенью, признаком грядущего, но новое учение приходит со Христом. Кол. 2:16-17.

Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек, потому что субботы не держит. А другие говорили: как же такие чудеса может грешный человек творить? И несогласие между ними было Ин. 9:16 Итак, Новый Завет отменяет некоторые положения Ветхого? В частности, субботу?

Спрашивает
Егор
Во первых, ты используешь так называемый «Перевод на современный язык», который является больше переводом, чем настоящим переводом. Я просмотрел другие переводы и оригинал, там используется слово κρινέτω, означающее «избирать, решать, судить, осуждать». И никак не «придумывать». Поэтому большинство ... Читать далее
2