Отвечает
Максим Балаклицкий
Если ли в Новом завете повеление святить субботу?

Чем важнее какая-то вещь, тем больше о ней написано. В Новом Заввете, который распространялся среди язычников не чтущих субботу нет прямых указаний соблюдать субботу. Наоборот, Павел писал в Рим.14:5-6. И споров по поводу суббот не ходило. Неужели язычники с легкостью приняли субботу даже без указаний на то? Не думаю. Тем более, Павел писал в Рим.14:5-6 не грех судить о всех днях одинаково. А ведь как тогда, так и сейчас, вопрос о субботстве очень важен.

Спрашивает
Николай

Приветствую Николай!

По поводу количественного соотношения принявших Христа евреев и обращенных язычников в первоапостольской церкви я писал здесь.

Последний из многих десятков ответов на тему субботы, в т.ч. в Новом завете, см. здесь. Слезно прошу провести поиск в Библии и в базе ответов сайта хотя бы по слову СУББОТ, чтобы избавить меня от необходимости в сотый раз повторяться.

Ваш вопрос об упоминаниях побудил меня сделал маленькое, но очень порадовавшее меня открытие. В ВЗ слова с корнем "суббот" встречаются в 87 стихах, в НЗ - 56, притом, что объем ВЗ в стандартном издании Синодального перевода - 925 страниц, НЗ - 292 страницы. Элементарный подсчет: объем ВЗ в 3,17 раз превышает объем НЗ, в то время как суббота упоминается в ВЗ всего лишь в 1,5 раза чаще, чем в НЗ.

Вывод: по отношению к своему объему НЗ в 2,1 раза чаще говорит о субботе, поэтому является как минимум равноправным источником на эту тему.

См. мои ответы. Как по мне, одной фразы "Посему для народа
Божия еще остается субботство" (Евр.4:9) достаточно для человека, желающего не следовать за папским Римом, а исполнять волю Божью. Я уже говорил, что в НЗ нет много из того, что разжевано в ВЗ и любому здравомыслящему человеку ТЕПЕРЬ, после столетий борьбы за утверждение этих истин, понятно. С таким же успехом можно обсуждать, надо ли зарывать свои испражнения (Втор.23:13), ведь НЗ об этом молчит.

Идея о противопоставлении ВЗ и НЗ идет из гностического дуализма, проповедовашего, что эти заветы писаны разными - злым и добрым - богами. Никакой почвы для этого утверждения библейский текст не дает. Единый Бог и Его воля являются вечными, абсолютными и неизменными.

Как всегда, с Рим.14:5-6 - типичное передергивание авторской мысли. Почему бы не учить на основании Библии об атеизме? Ведь фраза "нет Бога"  встречается в Библии 14 раз!

О чём же пишет Павел?

Рим. 11 - призыв не уподобляться отвергнувшим Христа иудеям, но (Рим. 12) возрастать в вере и служении.

Рим. 13:1-7 - даже безбожные власти, терзающие церковь, не могут повредить ей духовно, если она верна Богу.

Рим. 13:8-14 - цель земной жизни - взрастить наш христианский характер.

Дальше подробнее.

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
5Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.
6Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога.
7Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни.
9Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога».
12Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16Да не хулится ваше доброе.
17Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
19Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере — грех.
Рим. 14:1-23

О ком призывает заботиться Павел - о евреях, знавших Писание наизусть (Евр.5:12-14), или о новичках? Текст не оставляет сомнений, что о вторых. Сильных в вере Павел призывает как раз заботиться о новеньких. Они должны быть опорой для духовных младенцев.

О чём не надо спорить с новичками? О мнениях (Евр.14:1). Об истине споры были среди опытных (1Кор.11:19), и в отношении базисных доктрин Павел не допускал разногласий (1Кор.16:22, Гал.1:8-9).

Должен ли новичок был оставаться вечно в таком статусе? Нет, посещая собрания, он должен был быть научен полноте Божьей воли (Мф. 28:20). Об этом говорит еще один настолько же перевранный стих:

19Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
Деян. 15:19-21

В чём смысл этого решения Иерусалимского собора? Язычник, блудивший даже в своих храмах (Ис.57:8) и евший мерзость (Ис.65:4; 66:17), был физически отвратителен для еврея, НИКОГДА не бравшего гадости в рот (Деян. 10:14; 11:8). Поэтому был создан эдакий карантин - минимум внешних предписаний, позволявших язычнику приходить на собрание, чтобы в дальнейшем слушать Закон (и Моисеев тоже!) и постепенно приводить в согласие с ним свой образ жизни.

Вернемся к Римлянам 14. Какую пищу обсуждает Павел в своих посланиях? Из письма в Рим этого не видно. А вот коринфская переписка всё выказывает: это идоложертвенное  (1Кор.8:1,4,7,10; 10:19,28) - чистое мясо, посвящаемое язычниками своим богам. От каждой туши на рынке отрезали кусочек и бросали на жаровню перед идолом. Эта же идея возношения питья, трапезы с богами осталась на современных застольях в поднятии бокалов после тоста (их-де после этого и ставить нельзя, и выпить надо непременно, и лучше до дна - типичная ритуалистика).

Потом эту корову или барана покупал человек и готовил то ли блюдо для языческой трапезы в капище (1Кор.8:10), то ли для христианской вечери любви после причастия (1 Кор. 11:18-34). Что же делать с этим мясом?

Павел отвечает так: всё зависит от восприятия человека (вспомним деление на немощных и сильных в вере). Немощный ест овощи (Рим. 14:2), потому что для него идолы еще что-то значат (1Кор.8:7); он еще не понял, что идолы - ничто, их не существует (1Кор.8:4). Христианин же понимает, что есть только один Бог Иисус Христос, а идолы - пустота. Поэтому ТЕОРЕТИЧЕСКИ он способен даже в капище есть чистое мясо просто как мясо во славу Христа, потому что для него языческая трапеза не существует как обряд, а только как еда (1Кор.8:10).

НО! весь-то сыр-бор не из-за мяса идет, а из-за восприятия людей вокруг нас. Взглядов тех немощных, которых всегда будет достаточно вокруг верующих людей. И поэтому Павел говорит, что РАДИ НИХ он советует не есть идоложертвенного (Рим. 14:21), не пить вина и ни в чём не подавать соблазна.

Какие же дни (Рим. 14:5-6) могли соблазнить немощных? Ветхозаветные праздники (Лев. 23): новомесячия, Пасха с принесением теперь ненужного (1Кор.5:7) ягненка, Кущи и Пятидесятница... Их держались обращенные из иудеев (Деян.15:5), но эти праздники не имели смысла для христиан, потому что указывали на Христа и были частью истории еврейского народа и его сельскохозяйственного цикла.

Вы совершенно правы: среди евреев, составлявших актив ранней церкви, не было никаких разногласий в отношении святости субботы, потому на этом основании не было споров и расколов.

С легкостью ни один грешник еще не принимал волю Божью. Мы видим, что в Рим. 14 обсуждаются две схожие проблемы, но происхождение у них разное: идоложертвенное ели некоторые обращенные язычники, ветхозаветные праздники призывали соблюдать некоторые принявшие Христа иудеи. О какой легкости речь? Вот послужной список тогдашнего миссионера:

23Христовы служители? в безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
26много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
28Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
29Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
30Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
2Кор. 11:23-32

Мы видим, что у Павла были враги со всех сторон: из иудеев, язычников и христиан. И все эти люди норовили его побольнее уязвить.

Да, не грех считать обычными днями ветхозаветные праздники, ныне потерявшие значение. Лично для меня нет разницы, когда на дворе день Октябрьской революции или день Парижской коммуны. Но я не буду спорить с крестившими вчера пенсионерами, для которых еще свята память об их комсомольской юности.

А субботство стоит нерушимо (Евр.4:9), как и всегда стояло (Быт. 2:2-3).

С уважением,

Максим

1
Похожие вопросы
Здравствуйте, Алеся. Ваш вопрос очень закономерен. Нигде в Библии вы не найдете о том что Богу нужно поклонятся в воскресенье. Везде только тексты о субботе. Таких текстов 145, где в разных ситуациях упоминается суббота. В большинстве этих текстов говорится о том, что субботу нужно чтить, святит... Читать далее
2
Отвечает
Василий Юнак
Суббота и воскресенье в первый век христианства.

Мы имеем свидетельства, что верующие Нового Завета собирались по воскресеньям. По крайней мере в странах языческих. 1 Кор.16:1-2 - здесь Павел выделил первый день недели, воскресенье, не потому ли, что в этот день верующие собирались вместе. Он просил, чтобы они собирали приношения в этот день. Еще Деян. 20:7 - ученики собрались для Вечери Господней. Они собрались не потому что Павел пришел к ним в этот день. Из предыдущего стиха видно, что он находился там 7 дней, но в субботу они почему-то не собрались, а собрались в воскресенье.

А вот что говорит нам история. Юстин Мученик, который жил около 100-150 гг. писал: "Воскресенье - это день в который мы проводили свои общие собрания". ("Анти-никейские Отцы", т.1, с.186). Это не единственное свидетельство. Историк Шафф пишет: "Всеобщее и неопровержимое соблюдение воскресенья во втором веке можно объяснить только тем фактом, что оно имело корни в апостольской практике".

Если Христиане первого и второго века собирались по воскресеньям, то почему сегодня мы не можем этого делать?

Спрашивает
Алексей
Брат Алексей, Вы несколько невнимательно читаете эти "свидетельства", и пропускаете свидетельства иного рода. Позвольте пояснить:Обратите внимание на слова "КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПУСТЬ ОТЛАГАЕТ У СЕБЯ". Где это у себя? В церкви? В общинской казне? А может быть все же у себя дома? Нет, здесь речь не идет о регулярных церковных пожертвованиях. Это особые пожертвования, которые каждый накапливал у себя дома для того, чтобы все это было ... Читать далее
1
Приветствую Вас, Брат Петр! Иисус Христос воскрес в первый день недели. И этого никто не отрицает. Потому в России этот день назван "воскресением" в память о воскресении Иисуса Христа. Однако Библия нигде не повелевает праздновать этот день, равно как нигде и не отменяет соблюдение субботы, данное ... Читать далее
1
Отвечает
Александр Дулгер
Влияет ли соблюдение субботы на спасение? Те, кто не соблюдают субботу, попадут в ад или нет?

Влияет ли соблюдение или несоблюдение субботы грехом к смерти? Или скажем иначе: те, кто не соблюдают субботу-попадут в ад, даже если принимают Иисуса как своего Спасителя, но отдыхают и ходят в церковь в воскресение? Один знакомый адвентист в нашей полемике так заявил:
Если Бог не касается вашего окаменелого сердца через Свое Слово, где четко написано черным по белому Помни день субботний....- то грешите Андрей, и готовьтесь навечно погибнуть в озере огненном! Итак, спасение и суббота...

Спрашивает
Андрей
Мир Вам, брат Андрей! Отвечу Вам вопросом на вопрос. А что будет с человеком, который принимает Иисуса как своего Спасителя, но продолжает воровать? А с тем, кто называет себя последователем Христа, но продолжает прелюбодействовать? Или лгать? Спасется ли он?Где нибудь в Библии написано, что 4-я заповедь менее значима, чем 7-ая или 8-ая?... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Какой толк от соблюдения четвертой заповеди о субботе?

Какой толк от соблюдения субботы? Я понимаю пользу от всех остальных заповедей. Но какой толк будет от того, что я буду соблюдать субботу? И вообще субботу невозможно соблюдать, всё равно какую-нибудь мелкую работу да сделаешь.

Спрашивает
Олег
Мир вам, Олег! От  соблюдения четвертой заповеди толк точно такой же, как от соблюдения остальных заповедей Вседержителя:К сожалению, многие люди, называющие себя христианами, но при этом выбрасывающие одну или даже все заповеди из Божьего Десятословия, приводят в свое оправдание именно то, что и вы сказали: "исполнить-то невозможно". Однако они не дают себе возможности задуматься о том, как при этом выглядит Законода... Читать далее
1
Доброго вам времени суток, Сона! Вот тексты, о которых вы спрашиваете:Если бы я была нечестным человеком, пытающимся подогнать Писание под свои взгляды, я могла бы на основе этих тестов предъявить претензии любому верующему, который чтит воскресный день, Рождество, Пасху, посты и пр. «А почему вы не слушаетесь Писания и собираетесь на торжественное всеобщее богослужен... Читать далее
1
Отвечает
Сергей Телемонов
Каким должно быть богослужение?

Что бы ты хотел поменять в ходе и организации служения общине, которую посещаешь? (Имею в виду утреннее субботнее служение).

Спрашивает
Татьяна
Будет не хорошо, если я буду писать это здесь, а не буду говорить прямо пастору. Поэтому скажу в общем, каким должно быть богослужение, по моему мнению. 🙂 🔹 В нем должна чувствоваться жизнь, ведь наш Бог жив. 🔹 Оно не должно быть однобоким, сухим и неинтересным, ведь наш Бог креативный. 🔹 Оно... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Нужно ли праздновать воскресенье, как день воскресения Христа?

Как насчет празднования воскресенья, как дня, в который воскрес Христос? Он же воскрес «как прошла суббота... дня первого в неделе». И празднование не только на Пасху, но еженедельно, каждый день, вспоминая подвиг Иисуса. И, как бы то ни было, я считаю, посвящать себя Богу должны каждый день: в молитве, посте, пении; служение тоже проводится не только по воскресеньям или субботам, а бывает и такое, что просто нет возможности попасть на собрание в выходной, какой бы то ни было, по разным причинам. Поэтому сопутствующий вопрос: стоит ли относиться так категорически к этому?

Спрашивает
Михаил
В вашем вопросе вижу определенные противоречия. Есть предложение праздновать воскресение Христа по воскресеньям, в то же время предложение праздновать ежедневно. Причем вспоминая подвиг Иисуса. ✝️ Я понимаю, что нельзя отделять смерть Иисуса от Его воскресения, но, по моему мнению, Свой подвиг Иису... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Нужно ли праздновать субботу так, как написано в Ветхом Завете?

А кем, в понимании адвентистов, являются верующие из других протестантских конфессий? Которые во многом на вас похожи, но в основном отделяют для Господа воскресенье, а не субботу? Как по-вашему это имеет значение? Я знаю 10 заповедей, но насколько я понимаю, и адвентисты сегодня не «святят» субботу так, как говорит Старый Завет (не выполнять никакой работы, не проходит больше определенной расстояния, не готовит кушать, не покупать товары). Или святят?

Спрашивает
Максим
1️⃣ У меня много друзей из других конфессий. Мы с ними отлично общаемся, уважаем друг друга, ходим в гости. Конечно, я не могу с ними согласиться по поводу толкования ими некоторых вопросов Библии, которые, на мой взгляд, Слово Божье говорит довольно незавуалированно, но это не влияет на мои отношен... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Отменяет ли Новый Завет субботу?

Никому не позволяйте придумывать для вас законы и правила о том, что есть вам или пить или каких праздников соблюдать: празднование Новолуния или субботы. В прошлом, эти вещи были лишь тенью, признаком грядущего, но новое учение приходит со Христом. Кол. 2:16-17.

Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек, потому что субботы не держит. А другие говорили: как же такие чудеса может грешный человек творить? И несогласие между ними было Ин. 9:16 Итак, Новый Завет отменяет некоторые положения Ветхого? В частности, субботу?

Спрашивает
Егор
Во первых, ты используешь так называемый «Перевод на современный язык», который является больше переводом, чем настоящим переводом. Я просмотрел другие переводы и оригинал, там используется слово κρινέτω, означающее «избирать, решать, судить, осуждать». И никак не «придумывать». Поэтому большинство ... Читать далее
2